Что собой представлял город танаис. Музей заповедник Танаис в Ростовской области — мы все едины

После разрушения Елизаветинского поселения греки из Боспорского царства основали новый торговый центр, названный по имени реки, на берегу которой он стоял, Танаисом. Это произошло в 70-х гг. в III в. до н. э. на правом берегу тогдашнего основного рукава устья реки Танаис (сейчас Дон) -- Мёртвого Донца. В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Город Танаис просуществовал 750 лет. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи), торжищем варваров. Боспорские цари управляли Танаисом через своих наместников. Однако, находясь на окраине царства, Танаис пользовался большой самостоятельностью, чем другие города, и мел свое внутреннее управление. Население состояло из греков - «эллинов» и «танаитов» -- представителей местных племён сарматов и меотов. Каждая группа жителей селилась в своих кварталах и имела собственных выборных чиновников - эллинархов и архонтов. Их задачей была забота о благоустройстве и строительстве, восстановлении оборонительных или общественных сооружений.

Город вырос на краю обрывистого берега реки, изрезанного балками. Он имел центральную часть, укреплённую стеной и опоясанную рвом, глубина которого достигала 7-8 м. Однако вскоре за городскими стенами стало тесно. За рвом появились усадьбы, владельцы их в случае опасности спешили укрыться за крепостными стенами.

Район застройки, расположенный за крепостными стенами, быстро увеличивался. Жилые кварталы простирались на запад до глубокого оврага, который пересекал береговую террасу. Цитадель города имела почти квадратную форму 225*240 м. По углам её находились башни.

Город был плотно застроен. В нем было тесно за мощными стенами, их неоднократно ремонтировали. Имена тех, кто давал средства на эти работы, были увековечены на плитах, установленных в городе в общественных местах. С юга со стороны реки, находился вход в город. Там же был причал для кораблей и рынок. Ступенчатый вход с юга имел по сторонам различные плиты с декретами боспорского царя. В этом районе археологи нашли осколки плит, испещрённых родовыми знаками, оставленными кочевниками. Ступенчатый вход вёл на центральную площадь, около неё, видимо, стоял храм. К сожалению, в последующие века эта часть города неоднократно перестраивалась и была разрушена.

В ранний период жизни города возникла сеть улиц. Широкая улица пресекала город с севера на юг. От неё отходили узкие переулки в усадьбы. Каждая усадьба имела небольшой дворик, мощённый плитами, имеющими наклон к его центру, где располагалась вырубленная в скальной породе цистерна для сбора воды. Нередко переулки превращались в настоящие лабиринты.

В усадьбе к дворику примыкал дом, сложенный из рваного известняка. Он был крыт камышом. В редких случаях дом перекрывалась черепицей, которую доставляли на кораблях из-за моря. Вероятно, некоторые дома были двухэтажными. Под домом обязательно располагался большой погреб, вырубленный в скале. Камень из погреба использовался при строительстве стен дома. В погреб вела деревянная лестница. Сам он перекрывался деревянным полом. В Танаисе можно было увидеть рабов. Их содержали в железных кандалах. Подобные кандалы найдены в нескольких городских подвалах.

Основным мясным продуктом горожан на протяжении всего существования города было говядина, хотя употребляли и свинину, и баранину и конину. Найдены кости верблюда, они раздроблены, из них извлекали мозг.

Охота и рыбная ловля дополнили рацион жителей города. Вероятно, неподалёку от города имелись поля и какие-то садовые участки.

В жизни города было несколько больших катастроф. Одна из них произошла в конце I в. до н. э. Вероятно, она связана с тем, что жители Танаиса, который уже существовал две сотни лет, воспользовавшись чехардой дворцовых перемен, сменой одного правителя другим, решили обрести свою самостоятельность. Это стремление было наказано. Вскоре боспорский царь Полемон с армией подошёл к стенам города, которые казались неприступными, и взял город. Танаис был наказан «за неповиновение», городские укрепления были разрушены.

Боспорский царь Аспург, укрепившийся на престоле, уделяет внимание городу Танаису и переселяет сюда на постоянное жительство какую-то часть населения из Боспора. У переселенцев, которые обычно покупали товары, а не обменивали их, как это было принято до этого, а Танаисе, была мелкая разменная монета. Судя по надписи из Керчи, Аспург был царём танаитов. При нём Танаис вновь обрёл прочную поддержку Боспорского царя.

В середине III в. город был захвачен племенами готского союза. Спустя некоторое время, он вновь был заселён и перестроен. На рубеже эр начинает формироваться округа Танаиса. На древних холмах, где жили в бронзовом веке, вновь возрождается жизнь. Появляются посёлки меотов, переселенцев с Кубани. В настоящее время ряд меотских городищ находится на территории современного города Ростова-на-Дону или рядом с ним. Это Сухо-Чалтырьское, Темерницкое, Ростовское, Кизитиринское, Кобяковское городища. Рядом с городскими стенами Танаиса за много столетий выросло большое кладбище, «город мёртвых» -- некрополь. Над могилами горожан иногда ставили каменные надгробия для совершенствования поминальных обрядов. Но часто могильные холмики оставались без опознавательных признаков, и вскоре они были трудно различимы на местности. Нередко могилы последующих поколений горожан разрушают более древние захоронения. Это характерно для всех городских кладбищ.

Знаменитые курганы, усыпальницы знатных жителей. Некрополь охватывает достаточно большую территорию и оказывает сильное влияние на энергетику Танаиса.

Население Танаиса - греки, которые имели свою структуру управления и считались самой знатной частью горожан. Ниже шли так называемые «микс-эллины» -- малые эллины (греки). Они были потомками эллинов и местных варварских племён. В кварталах, на окраинах города слились выходцы из племён окружавших Танаис: сарматы, меоты, скифы.

За крепостными стенами в основном проживали торговцы. В их домах археологи находят многочисленные амфоры.

У местных племён были свои органы самоуправления, выдвигавшие делегатов в городской совет. Танаис управлялся советом граждан. Для обсуждения дел танаиты регулярно сходились, по греческому образцу, на центральной площади города.

Танаис прославился тем, что в нём уживались люди разных племён и народов. Внешний облик Танаита впервые века нашей эры был очень оригинальным. Танаит мог носить сарматские шаровары, греческую тунику и скифский колпак. Танаиты очень любили свой город. Когда танаит богател, он жертвовал часть денег на его защиту - возводил именную башню. Вооружение использовали сарматское - длинный меч, куртка, покрытая чешуйками брони, круглый деревянный щит. Танаиты были искусными кораблестроителями и рыбаками.

Танаиты считали своим покровителем речного бога Танаиса. Поскольку город был торговым, в нём поклонялись Гермесу - богу торговцев и путешественников. В домах купцов хранились бронзовые изображения Гермеса. Жители из местных племён почитали бога-всадника. В конце I в. до н. э. в Танаисе распространяются религиозные объединения - фиасы. Самым многочисленным был фиас бога «Внемлющего». По преданию, тогда же, Танаис посещал христианский апостол Андрей.

Танаис - крупный торговый и ремесленный центр.

Танаис был связан с Римской империей, Египтом, Галлией, многими греческими островами, Боспорским царством. Через Танаис местные племена сбывали огромные запасы зерна и рыбы. Второй по доходности была работорговля. Местные племена специально устраивали набеги, чтобы захватить пленников, которых они продавали в Танаисе. За рабами в Танаис приезжали из самого Рима. В Танаисе раб стоил в десять раз дешевле.

Местные племена пригоняли в Танаис скот, табуны коней, продавали дичь, шкуры и мясо. Танаиты и местные племена у приезжавших купцов покупали роскошные ткани, золотую и серебряную посуду, оружие и вино, драгоценные камни, специи Танаис был и ремесленным центром. Археологи нашли многочисленные пряслица - орудия ткачей, литейные формочки для отливки серёг и подвесок, кузнечные зубила, керамику из местной донской глины. Также делали различные безделушки, отливали из бронзы небольшие зеркала, которые подвешивались к поясу за миниатюрную петельку, гнули из латуни фибулы - булавки с пружиной застёжкой для складывания одежды. В одной усадьбе находилась мастерская стекольных дел, мастер которой делал стеклянную посуду.

В ранний период существования Танаиса большую роль играло рыболовство, в дальнейшем главная роль перешла к земледелию. Плодородная равнина давала хороший урожай пшеницы, ржи, особенно ячменя. Занимались танаиты и скотоводством: разводили овец, коз, свиней, лошадей, коров.

Все нижнедонские поселения первых веков нашей эры - Сухо-Чалтырьское, Кобяковское, Нижне-Гниловское и другие - в хозяйственном отношении были, тесно связаны с Танаисом и составляла его округу.

Центральная часть Танаиса представляла собой прямоугольник, укреплённый мощными каменными стенами до 4-х метров толщиной, с башнями и рвом, глубина которого достигала 7-8 метров. В одной из башен археологи нашли осколки амфоры. На ней охрой (красной краской) было написано «Nafa», а на внутренней поверхности сохранились остатки нефти. Возможно, её использовали для освещения, а башня могла служить маяком, который указывал путь кораблям к городу. В южной части к стенам подступало море, здесь располагалась гавань и портовые сооружения Танаиса.

Танаис был плотно застроен. Маленькие кварталы отделялись друг от друга узкими кривыми проходами. Улицы походили на лабиринт. В некоторых местах едва могли разойтись два человека. Все дома в Танаисе были приземистые, сложенные из камня; стены, выходящие на улицу, не имели окон, ни дверей. Полы и стены домов были глинобитными, крыши покрывали тростником, иногда привозной черепицей. Под домом обязательно имелся погреб, в котором хранили различные припасы: амфоры с вином, оливковым маслом, зерном. На горлышках амфор иногда записывали имена владельцев. Кроме жилых помещений, усадьба танаита состояла из дворика и хозяйственных построек. В одном из двориков сохранился водосток для сбора дождевой воды. Печей в домах не было, помещение отапливались переносными жаровнями. Когда опускалась ночь, в доме зажигали светильники. Их заполняли рыбьим жиром или оливковым маслом, а в рожок вставляли фитиль. Облик светильника зависел от богатства или бедности владельца. В доме греческого купца нашли бронзовый светильник с изображением трагической маски актёра.

Наверное, в колеблющемся пламени маска оживала, а владелец, глядя на неё, вспоминал свою далёкую родину Грецию.

Население города жило очень скученно. Городская площадь была невелика, а селиться за городскими стенами, пред лицом беспокойных кочевников, было опасно. Там лишь хоронили мёртвых.

В начале средних веков венецианцами был основан город Тана на новом месте - на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившим здесь генуэзскую крепость. В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сравняли город с землёй, полностью разрушив стены.

В XV веке колония Тан частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова. Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив перед тем в том же году все генуэзские крепости Крыма (капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тан. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637-1643 и 1696-1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда он в результате многочисленных войн, наконец, перешёл к Российской империи.

Античные авторы часто попеременно именовали Танаисом (Гиргисом) то реку Дон, то Северский Донец. Древнегреческий картограф Птолемей дал координаты истока и устья Танаиса, по которым это точно Северский Донец, доведённый по нижнему течению нынешнего Дона до Азовского моря; таким образом, Гиргис (Дон) им считался притоком находящегося ближе к тогдашнему цивилизованному миру Танаиса (Северского Донца).

В устье реки Танаис (Северский Донец), недалеко от его впадения в Азовское море, на тогдашнем основном русле реки, двумя тысячелетиями, позднее названном Мёртвый Донец, и была основана греческая колония Танаис.

В России о Танаисе узнали из сообщений древнегреческого путешественника, «отца географии» Страбона, который в своих трудах дал наиболее обобщенную характеристику древнему городу, значение которого на протяжении нескольких веков, как центра цивилизации в Подонье трудно переоценить. Он писал, что «при впадении реки в озеро лежит одноимённый город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором»; «Танаис, -- самое большое торговое место у варваров после Пантикапеи». Из его сообщений было известно, что Танаис был разгромлен «за неповиновение» боспорским царём Полемоном. Сведения не богатые, да и они стали известны лишь в начале XIX в. О Танаисе говорили как о сказочном богатом греческом городе, что его первоначальное место нахождение было у Елизаветинского городища, в котором давно уже обнаружено множество предметов греческого происхождения.

Но когда и где был основан Танаис, когда прекратилось его существование, и замерла некогда бурная экономическая, политическая и культурная жизнь, никто толком не знал. И вот в октябре 1823 г. русский археолог А.И. Стемпковский, исполнявший обязанности одесского градоначальника, проезжая по берегам Дона в поисках места нахождения Танаиса и ознакомившись с находками жителей, пришёл к выводу, что таинственный город находился у Х. Недвиговка. Осмотрев внимательно местность, он писал: «Укрепление сие окружено глубоким рвом и в некоторых местах на валу кучами земли и камней, показывающими основание башен… за рвом вся окрестность на далёкое расстояние покрыта ямами, кучами земли и золы (следы бывшего жилья), равно множеством больших и малых курганов, подобно как и окрестности Ольвии и Пантикапеи… По всем сим чертам невозможно не признать развалин сих остатками древнего греческого города. И сей город не может быть иной, как Танаис». Намерения Стемпковского начать раскопки не осуществились, царское правительство отказало в средствах. И только через 30 лет после настоятельных и многообещающих уговоров царь дал разрешение на использование казённых денег для производства поисков древностей. Это важное дело поручили археологу П. М. Леоньеву. Под его руководством было взрыто более 20 курганов. Однако курганы были давно разграблены «кладоискателями». Горькое разочарование охватило тогда Леонтьева и его подчинённых. Однако он ещё надеялся наудачу и от курганов перешёл к раскопкам городища и причинил много бед. Раскопки велись без всякой научно обоснованной системы, методом разрушительного поиска, следы которого в виде беспорядочных канав видны и до сих пор. Не обнаружив никаких признаком большого города с богатой по тому времени греческой архитектурой, Леоньтев утратил чувство оптимизма, всякую надежду на успех, сделал заключение о том, что никакого греческого города Недвиговское городище не представляет. С той поры это место археологов не привлекало вплоть до начала XX в. когда были проведены поиски Танаиса - «младшего» и Танаиса - «возобновлённого» у станицы Елизаветинской и на Недвиговском городище. Они, как известно, также не дали желаемых результатов. скифский савромат танаис дон

В конце 1860-х гг. при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, но ничего не знавшие об археологических раскопках Танаиса, «открыли» его заново. Председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов имел по этому поводу переписку с наказным атаманом Войска Донского М. И. Чертковым. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора Новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.

С 1870 г. до самого послереволюционного времени, когда все памятники древности были объявлены народным достоянием, находящимся под охраной советского закона, в течение 50 лет местные жители растаскивали городище на собственные нужды.

В 1955 г. Академией наук СССР сформировала Нижне-Донскую археологическую экспедицию, которая совместно с Ростовским госуниверситетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к систематическому, строго научному исследованию Недвиговского городища и некрополя. Многолетние изыскания этой экспедиции увенчались успехом. Она дала ответы на многие вопросы, научно обосновала, вещественно доказала, что так называемое Недвиговское городище и есть город Танаис, который пролежал под землёй 14 столетий, что он был основан не в I в. н. э., а в III до н. э. греками Боспорского царства и на протяжении своего существования рос, укреплялся, расширяя свои торговые, экономические и культурные связи с племенами, обитавшими в Приазовье, по Дону, Кубани, Волге и в Предкавказье.

Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.

Заповедник «Танаис». Усадьбы раскопа. 2007

Танаис — античный город в устье р. Дон. В первые века н. э. входил в Боспорское царство. Расположен примерно в 30 км к западу от Ростова-на-Дону, у хутора Недвиговка.

Заповедник Танаис — один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников. Территория заповедника Танаис насчитывает более 3 тыс. га и объединяет ансамбль памятников истории и культуры разных времен и народов от эпохи палеолита до памятников жилой и культовой архитектуры XIX века. Это самый северный пункт античной цивилизации.

Также Танаис — древнегреческое название рек Дон и Северский Донец.

История Танаиса

Река Танаис и греческая колония Танаис, наряду с другими греческими колониями по северному побережью Чёрного моря.

Танаис — греческая колония

Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу тогдашнего основного рукава устья реки Танаис — Мёртвого Донца. В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея, торжищем варваров. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей. В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, а в начале V века н. э. пришёл в запустение.

Танаис — итальянская колония

В начале средних веков венецианцами был основан город Тана на новом месте — на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившим здесь генуэзскую крепость. В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй, полностью разрушив стены.

Тан = Азов

В XV веке колония Тан частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова. Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив перед тем в том же году все генуэзские крепости Крыма и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тан. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами с 1475 по 1736 год, когда он в результате многочисленных войн наконец перешёл к Российской империи.

Танаис — река

Древнегреческий картограф Птолемей дал координаты истока и устья Танаиса, по которым это точно Северский Донец, доведённый по нижнему течению нынешнего Дона до Азовского моря; таким образом, Гиргис им считался притоком находящегося ближе к тогдашнему цивилизованному миру Танаиса

В устье реки Танаис, недалеко от его впадения в Азовское море, на тогдашнем основном русле реки, двумя тысячелетиями позднее названном Мёртвый Донец, и была основана греческая колония Танаис.

Археологический музей-заповедник «Танаис» - первый на территории России. Основу экспозиции составили участки античного города.

Танаис - древний город

Это самый северный пункт античной цивилизации. Он находится на реке Мертвый Донец. Историки и географы до сих пор спорят о том, какая река в те времена называлась Танаисом — Северский Донец, Дон или Мертвый Донец.

Танаис был основан в III веке греческими купцами. Они были выходцами из Боспорского царства, расположенного в восточном Крыму. Он стал самым северным греческим городом. На него возлагалась важная стратегическая роль - контроль всего северного Причерноморья.

Танаис со всех сторон окружали самые разные племена - от скифов до сарматов. Это наложило отпечаток на его культуру и образ жизни горожан. Сегодня можно с уверенностью сказать, что здесь сформировалась своя, особая культура.

Через Танаис велась торговля между Европой и Азией. Это была граница основной пункт товарообмена между варварскими племенами и греками.

Первые раскопки

Древнее городище Танаис было впервые обнаружено в 1823 году полковником И. А. Стемпковским - корреспондентом Парижской академии. Самыми первыми раскопками руководил П. М. Леонтьев - профессор Московского университета, позднее эту работу возглавлял профессор В. Г. Тизенгаузен. С 1870 года (почти 50 лет) памятник не охранялся.

В 1955 г. Академией наук Советского Союза была создана Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая в сотрудничестве с РГУ и краеведческим музеем начала вести раскопки городища. Через четыре года эта территория была объявлена заповедной. Вскоре и широкой общественности стал известен Танаис. Музей-заповедник был открыт в 1961 году. С тех пор все желающие могут своими глазами увидеть древний город, понаблюдать за раскопками, познакомиться с обнаруженными артефактами.

Археологический музей-заповедник «Танаис»

Этот гостеприимный южный город имеет много достопримечательностей, которые представляют культурную и историческую ценность. Практически все туристы, прибывающие в Ростов, «Танаис» посещают обязательно. Он находится в 30 километрах от Донской столицы, там, где величавый Дон впадает в Азовское море. Уникальный занимает огромную территорию - более трех тысяч гектаров. Здесь посетителям предоставляется возможность увидеть комплекс интереснейших памятников культуры и истории разных народов, начиная с эпохи палеолита до XIX века.

«Танаис» - музей-заповедник, который находится в западной части хутора Недвиговка. Здесь можно увидеть свободную от застроек территорию, которую с трех сторон окаймляет глубокий ров. Подойдя поближе, вы увидите, что на разных участках этой территории видны остатки оборонительных башен, домов, стен, которые создают целые улицы. Это и есть Танаис - древний город, изучением которого ученые занимаются многие десятилетия. Сегодня музей открыт для посещения туристов.

Экспозиция

«Танаис» - музей-заповедник, основная часть экспозиции которого располагается под открытым небом - это найденные в ходе раскопок кварталы древнего города. В центре городища видна широкая улица, которая пересекала город в направлении с севера на юг. От нее, как, впрочем, и в наших современных городах, расходятся переулки, которые ограничивают городские кварталы, объединенные в несколько усадеб.

Интересно, что каменный вымост всех дворов имел уклон в сторону огромной цистерны, в которую, вероятно, стекала дождевая вода. Таким образом горожане запасали воду на случай засухи.

Со всех сторон город был защищен оборонительными стенами, археологам удалось почти полностью очистить западный участок с остатками башен. Такое сооружение лишний раз подтверждает, каким могущественным был Танаис.

Некрополь

С западной, восточной и северной сторон в городище расположен некрополь, в котором археологи Нижне-Донской экспедиции обнаружили более тысячи грунтовых погребений и курганов. За долгую историю в городе проживало довольно пестрое, с этнической точки зрения, население. Это подтверждают разнообразные погребальные обряды.

Археологические находки

Все, приезжающие в «Танаис» (Ростовская область), могут посетить музей площадью около 200 квадратных метров. Он состоит из нескольких залов. В них можно ознакомиться с многочисленными материалами, собранными в ходе археологических раскопок Танаиса. Первая экспозиция, рассказывающая о том, как был обнаружен античный город, и как проходили и сейчас ведутся раскопки, является вводной и располагается в вестибюле музея.

Первый зал посвящен торговым связям древнего города и основным занятиям его жителей - скотоводству и земледелию. Здесь же находится раздел «Покорение Танаиса Полемоном», где посетители увидят реконструкцию военных орудий античного периода в натуральную величину. А небольшая диорама и некоторые детали вооружения покажут, как проходили сражения того времени.

Во втором зале вы узнаете, как протекала экономическая, политическая и культурная жизнь Танаиса в I-III веках нашей эры, когда город находился в расцвете. Особый интерес посетителей музея вызывают выставки «Ремесла» и «Торговля». Здесь можно увидеть керамику, стекло, египетский фаянс, бронзу - привозные товары. С ними соседствуют изделия местных мастеров - гончаров, кузнецов, ткачей, стеклодувов.

Третий зал музея полностью посвящается этническому составу жителей Танаиса. Здесь представлены находки, свидетельствующие о том, что в этом месте проживали разные народности, со своими традициями и обычаями. Очень интересна тематическая выставка, находящаяся во втором зале - «Религия танаитов». Здесь выставлены амулеты, культовые наборы, фигурки почитаемых божеств, искусно выполненные из терракоты и бронзы.

Четвертый зал музея отведен под тематические выставки, которые регулярно проводятся в стенах музея. Это выставки известных донских художников. Их работы рассказывают об истории родного края и о его развитии.

Голографическая пирамида

Посетители, недавно посещавшие музей-заповедник «Танаис» (Ростовская область) были приятно удивлены. Здесь была установлена уникальная конструкция - Это совершенно новое направление в музейном деле. Такое устройство является объёмным проектором для любых изображений. Вот почему все картинки в пирамиде становятся объёмными.

Учёные музея в содружестве с приглашёнными из столицы дизайнерами подготовили для посетителей музея интереснейшую программу, которая демонстрирует, какими были женщины в греко-сарматское время. Можно посмотреть, как они одевались, какие у них были прически, в мельчайших деталях рассмотреть их украшения. Увидеть это голографическое чудо можно в здании музея исторического костюма. О нем мы и расскажем ниже.

Музей исторического костюма

Здесь собрана огромная коллекция исторического костюма. «Танаис» - музей-заповедник, где представлена древняя одежда, обувь и головные уборы, которые носили представители боспорской, скифской и сарматской культур. Здесь же можно увидеть и многочисленные аксессуары: фибулы (застежки), украшения, булавки, пуговицы.

Планируется установить в этом отделе музея виртуальную примерочную. В ней с использованием современных технологий каждый посетитель сможет примерить древние костюмы жителей города Танаис. Музей-заповедник даст возможность не только виртуально примерить на себя эти древние наряды, но и получить на память файл своего изображения.

Сооружения и здания

На территории заповедника сейчас создаётся ещё один музейный комплекс, в котором будут реконструированы здания и сооружения античного времени. Сюда перенесут и установят башни крепостных стен, хижину меотов, жилище богатого танаита, половецкое святилище, появится детская игровая площадка в форме древней крепости.

Как попасть в музей?

Надеемся, что, прочитав эту статью, многие наши читатели захотят своими глазами увидеть «Танаис» - музей-заповедник. Как проехать к нему, мы объясним. С пригородного вокзала Ростова-на-Дону ежедневно отходит электричка «Ростов -Таганрог», остановка - «Танаис». От Центрального рынка ходят автобусы № 158 по маршруту Ростов - Синявская и № 158а - маршрут Ростов - Щедрый.

История Танаиса удивительна и временами загадочна. Здесь в тесном единении сплелись судьбы многочисленных народов, населявших эти края. Скифы, сарматы, греки, половцы… Существуют в этих местах и легенды об амазонках.

Так что же это за город, Танаис? Правда ли здесь жили амазонки, или это все мифы? Правда ли, что некогда в устье Дона был процветающий античный город? Попробуем найти ответы на эти и другие вопросы в данном посте.

За 1000 лет до начала новой эры широкие просторы побережья Меотийского озера (ныне Азовского моря) и низовья впадающих в него рек заняли киммерийцы.

400 лет спустя киммерийцев с насиженных мест вытесняют воинственные кочевники скифы, пришедшие в степи придонья из Азии. Скифы были умелыми воинами. Очень быстро им удалось подчинить своему влиянию огромные территории вплоть до сирийских границ Египта. Но вскоре на юг России пришли родственные скифам сарматы.

На рубеже V- IV вв. до н.э. отношения скифов и сарматов начинают портиться. Постепенно сарматам удалось вытеснить скифов с плодородных пастбищ подонья в степи Крыма. Воинственные сарматы (савроматы) отличались от скифов тем, что оружием в них наравне с мужчинами владели и женщины. В том числе женщины могли и возглавлять свой народ.

Об одной такой сарматской женщине существует красивая легенда.

«В семье вождя племени Амора и его жены Грены в ту ночь ждали первенца. От пола ребенка зависела дальнейшая судьба всего рода. И вот из главного шатра послышался восхищенный возглас: «У вождя родилась дочь!» «Дочь!» – Словно шорох листьев на ветру пронеслось вокруг. Сомнений не было. Теперь племенем будет править женщина.

Девочку назвали Лисиппой, что означало «бесстрашная», «храбрая». С самых первых дней жизни девочка оправдывала свое имя. Ее любимой игрушкой был старый отцовский меч. Мать Грена очень гордилась своей дочерью и старалась передать ей все, что знала сама.

К 14-ти девочка освоила письменность, секреты местной магии и врачевания, боевое искусство и стратегию ведения боя. Тогда же она начала участвовать в вооруженных походах своего народа.

В 16 юная дева стала верховной жрицей нескольких савроматских племен. Вот только дела жриц мало интересовали Лисиппу. Ей было больше по душе решать военные вопросы. И тогда Амор принимает ответственное решение – передать бразды правления своей дочери. Недолго думая, Лисиппа согласилась.

Первым ее делом на месте вождя стал поход в дальние страны для заключения выгодных союзов с другими племенами. Она взяла с собой таких же девушек-воительниц и отправилась вдоль обрывистого берега. От местных Лисиппа узнала, что река, вдоль которой они шли, носит название Амазон, что на неведомом наречии означало «река женоуправляемого народа». Это название вождю очень приглянулось.

— Только мы, савроматские женщины-воины можем жить на берегах реки с таким удивительным названием! – провозгласила она.

Местные мужчины были поражены ее красотой, но даже приблизиться к ней никто не осмеливался. Домой Лисиппа вернулась уже царицей. Буквально сразу по прибытию она начала замышлять еще более дальний поход для заключения новых союзных связей. Месяц спустя войско Лисиппы отправилось в неведомые земли верховья Амазона, где жили греки.

Греческих верховных вождей поразили мудрость, красота и искусство дипломатии юной савроматской царицы. Еще более поразило их ее умение гордо сидеть в седле и умело владеть оружием. От сопровождавших царицу воинов греки узнали, что армия прибыла из степей вблизи Амазона. Тогда-то и появились первые легенды об амазонках, населяющих берега Амазона вблизи Меотийского озера.

По законам Эллады союз племен должен был подкрепляться браком знатных особ. Замуж Лисиппа выходить никак не собиралась, но из воинов союзников один ей все-таки приглянулся. Его звали Беросс. Долгие беседы под луной переросли для молодых в пылкую любовь. Вот только молодым так и не суждено было быть вместе. Союз был заключен. Лисиппа со своим войском вернулась домой, где жизнь потекла своим чередом.

Вскоре после смерти родителей у отважной амазонки родился сын. Мальчика предложили назвать Танаисом, что означало «рожденный от реки». Так в Савроматии появился юный наследник престола Танаис.

Он рос крепким и здоровым малышом. С раннего детства был скромен и трудолюбив. К четырнадцати он полностью овладел боевым искусством. Вот только отсутствие отцовского воспитания взрастило в молодом юнце высокомерность и циничность. Несмотря на все недостатки, мать души не чаяла в своем красивом отпрыске. Единственное, что она не могла простить – чрезмерное кокетство с девушками. Лисиппа верила, что ее сын станет настоящим воином, которому не стыдно передать трон, несмотря на то, что в семье подрастали еще две дочери.

Однажды на берегу Амазона Танаис увидел группу девушек. Он подошел к ним и завел диалог. Одна из красавиц настолько приглянулась царевичу, что он тотчас же пожелал быть с ней. На что получил укоризненный ответ: « Не стало царевичу водиться с простолюдинками. Законы Савроматии это запрещают».

Разгневанный юнец отправился к матери, желая убедить ее переписать законы. Однако разговор не задался. Мать не поддержала намерения сына.

Сердце юноши разрывалось на части. Его мать оскорбила его царское и мужское достоинство, внезапно вспыхнувшая любовь обречена… Всю ночь царевич не спал, а поутру увидел у своего шатра группу воинов из личной стражи матери.

— Она вздумала меня арестовать? Никогда не бывать этому! Если нет на этой земле свободной любви, то и жить здесь незачем! — с этими словами самовлюбленный юноша выскочил из шатра и отправился к обрывистому берегу Амазона.

Над степями зардело восходящее солнце. Последний раз взглянув в ярко-алую пелену, Танаис раскинул руки и бросился вниз.

Узнав о гибели любимого сына, Лисиппа тотчас поспешила туда, где все произошло. В скорби и печали она взглянула на небо и произнесла: «Отныне волны Амазона будут носить имя великого царевича Савроматии Танаиса».

Смерть сына очень сильно изменила царицу. Она перевооружила армию, чаще стала совершать частые набеги на соседей, ввела жесткую военную дисциплину. Все реже армия возвращалась в родные места, уходя все дальше в горы. В одном из жестоких боев пожилая царица была тяжело ранена и вскоре умерла. Дело ее жизни продолжили младшие дочери, еще более укрепив славу женщин-воительниц».

Годы спустя слава о царице Савроматии донеслась до Греции и Рима. Передаваясь из уст в уста, рассказы о женщине-воительнице обрастали все новыми мифами и легендами. В конце IV в. античные философы и историки увлеклись легендами о воительных амазонках. Первым всему миру о прекрасной Лисиппе и ее сыне поведал в своей знаменитой «Илиаде» великий Гомер. Так в народе и узнали миф о прекрасном царевиче Танаисе.

Со временем, греков стали манить берега далекого Танаиса. В III в. до н.э. эллины из Боспорского царства (ныне Восточный Крым) снарядили свои корабли и отправились к варварским племенам налаживать торговые связи.

Здесь, на правом берегу Мертвого Донца, в прошлом основного рукава устья реки Танаис, они основали свое поселение с одноименным названием. Очень быстро античный город в устье Дона стал крупнейшим торговым центром северного края обитаемого мира. Здесь греки торговали с кочевниками Подонья и Приазовья. Постепенно древняя культура эллинов тесно переплелась с местным колоритом, появились новые традиции и обычаи, давшие основу развития многих народов нашей страны.

Город Танаис во времена античности

Танаис, как и другие античные города, пережил в периоды бурного роста и расцвета, сменяющиеся периодами полного забвения. Он просуществовал почти восемь веков с III в. до н.э. до середины V в. н.э.

За период своего существования городище дважды разрушали. Первый раз в 237 г. н.э. готы, спустя 140 лет восстановленный город разрушили сарматы. После до конца восстановиться ему так и не удалось. Поэтому к V в. поселение пришло в запустение.

В средние века река немного поменяла свое русло. Вместе с рекой южнее ушли и люди. Обосновались здесь венецианские купцы. Вблизи устья Дона они основали торговую факторию Тана, контроль над которой позднее перешел к генуэзцам, построившим здесь генуэзскую крепость.

Во времена половцев колония получила сокращенное название Тан. От половцев в поселении остались .

В 1395 г. войска Тамерлана полностью разрушили стены и сровняли город с землей. В XV в. колонию Тан частично восстановили, правда немного южнее, на месте современного Азова.

При Петре I античный город окончательно перестал существовать. А поселение вблизи старых руин получило современное название – Недвиговка. Здесь стали селиться украинские переселенцы. Позже к ним присоединились и казаки.

В 1823 г. Танаис был открыт заново, теперь как археологический объект. Первым поиски античного города в устье Дона начал член-корреспондент Парижской академии, полковник И.А. Стремпковский. Именно он предположил, что греческое поселение нужно искать на месте современной Недвиговки. Однако поддержки от царской власти Стремпковский так и не получил. Идея найти греческий город предалась забвению.

Городище Танаис в XXI веке

Позже к императорскому престолу пришел Николай I. Особой страстью государя были сокровища курганов. Именно по его высочайшему распоряжению, спустя 30 лет после исследований Стремпковского, в донские степи была снаряжена научно-исследовательская экспедиция. Возглавил ее профессор Московского университета П.М. Леонтьев, позже его дело продолжил барон В.Г. Тизенгаузен.

Леонтьев нещадно перерыл 20 курганов, но ничего ценного в них не нашел, потому как они уже давно были разграблены кладоискателями. Не теряя надежды на успех, Леонтьев принялся раскапывать городище. Раскопки велись бессистемно, методом разрушительного поиска, чем нанесли гигантский вред городищу. Профессор рассчитывал в устье Дона раскопать античный город с богатой греческой архитектурой, однако с каждым снятым слоем почвы понимал, что его представления больше миф, чем реальность.

Окончательно потеряв надежду найти ценности, Леонтьев заявил, что в Недвиговке не существует никакого греческого поселения. Раскопки были полностью остановлены и заброшены.

С 70-х гг. XIX в. вплоть до революции местные жители растаскивали античные камни под собственные нужды. Много домов и сараев было построено в Недвиговке из этих исторических камней.

И лишь с приходом советской власти все памятники древности были объявлены достоянием государства, находящимся под охраной советского закона.

В 1955 г. Нижне-Донская археологическая экспедиция в составе сотрудников Академии наук СССР, студентов и профессоров Ростовского университета и сотрудников Ростовского краеведческого приступила к научному изучению античного городища. В конце 50-х раскопанное городище и курганный могильник были признаны заповедной территорией. А в 1961 здесь открыт первый и самый крупный в России археологический музей-заповедник, общей площадью более 3000 га.

Сегодня Танаис – один из крупнейших и самый северный пункт древнегреческой цивилизации.

Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу в прошлом основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) - Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название.

Семь чудес Дона

  • Затерянный Мир (9%, 1 216 гол.)
  • Новочеркасский Вознесенский собор (8%, 1 126 гол.)
  • Старая Станица. Парк Лога (7%, 945 гол.)
  • Азов - самый древний город (7%, 937 гол.)
  • Станица Старочеркасская (7%, 909 гол.)
  • Чеховский Таганрог (6%, 833 гол.)
  • Музей-заповедник Танаис (6%, 819 гол.)
  • Музей-заповедник М.А.Шолохова (5%, 755 гол.)
  • Ростовский зоопарк (5%, 726 гол.)
  • Дон-батюшка (4%, 562 гол.)
  • Раздорский музей-заповедник (4%, 561 гол.)
  • Биосферный заповедник "Ростовский" (4%, 532 гол.)
  • Подземный монастырь (4%, 525 гол.)
  • Пелёнкино - лечебное озеро (3%, 467 гол.)
  • Аксайские катакомбы (3%, 428 гол.)
  • Донское Лукоморье (3%, 426 гол.)
  • Седой Маныч (3%, 412 гол.)
  • Целебные грязи о.Грузское (3%, 408 гол.)
  • Длинный каньон (3%, 371 гол.)
  • Скелеватая скала (3%, 352 гол.)
  • Караул-гора (1%, 160 гол.)
  • Набережная реки Дон (1%, 159 гол.)
  • Театр драмы им. М.Горького (1%, 125 гол.)
  • Музыкальный театр "Белый рояль" (1%, 113 гол.)
  • Ростсельмаш (1%, 103 гол.)

В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи), торжищем варваров. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей.

В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, но в начале V века пришёл в запустение.

Танаис - итальянская колония

В начале средних веков венецианцами была основана торговая фактория Тана на новом месте - на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившей здесь генуэзскую крепость.

В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй, полностью разрушив стены.

Колония Тана на месте города Азов

В XV веке колония Тана (средневековое название генуэзской колонии Танаис) частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова.

Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив до нападения на Тану в том же году все генуэзские крепости Крыма (Капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тана. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637-1643 и 1696-1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда в результате многочисленных войн город Азов перешёл к Российской империи.

Археологические раскопки

Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета по кафедре римской словесности и древности П. М. Леонтьев, а с 1867 года - В. Г. Тизенгаузен. Изучение Недвиговского городища проводилось под контролем Императорской археологической комиссии. Правда раскопки Леонтьева, которые велись бессистемно, только нанесли вред городищу. Не найдя ничего, что показалось бы заслуживающим внимания, Леонтьев раскопки прекратил.

В конце 1860-х годов при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, наткнулись на древнее городище Танаиса. Однако никаких мер для возобновления раскопок принято не было. Проявив некоторый интерес ко вторично «открытому» городищу, председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов написал письмо наказному атаману Войска Донского М. И. Черткову. М. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.

С 70-х годов и до времени, когда уже советское правительство не объявило все памятники древности народным достоянием, находящимся под охраной государства, местные жители растаскивали городище на собственные нужды, используя камень древнего города в своих в постройках.

С 1870 по 1872 раскопки на Недвиговском и Елизаветинском городище вёл П. И. Хицунов.

«Танаис» – первый из созданных в России археологических музеев-заповедников на территории России.

В 1955 г. Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая совместно с Ростовским университетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к научному исследованию городища. Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.

    Инициаторами создания музея-заповедника были начальник Нижне-Донской экспедиции Д.Б. Шелов и зам. директора Ростовского областного музея краеведения С.М. Марков. В 1958 г. вышло постановление Ростовского облисполкома «О создании музея-заповедника «Танаис» как филиала Ростовского областного музея краеведения». В 1960 г. музею в бессрочное пользование была передана земля с основной площадью городища и прилегающими к нему участками некрополя. Началось строительство первых музейных зданий на основе щитовых конструкций: музейной экспозиции, администрации и двух небольших подсобных помещений. Были выделены две штатные единицы (заведующий и сторож). 1 августа 1961 г. музей открылся и принял первых посетителей.

    В 1981 г. решением Ростоблисполкома утверждены охранные зоны заповедника площадью 1200 га. В 1990 г. музей-заповедник получил статус самостоятельного учреждения культуры.

    В феврале 2009 года археологический музей-заповедник Танаис стал кандидатом в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО).

    Сегодня в заповеднике трудится около 40 человек. На территории его усадьбы размещаются новое здание музея с основной исторической экспозицией, здание фондохранилища, административные помещения, корпуса для стационарных и временных выставок, музейно-педагогических занятий, технические службы. Заповедник стал значительным культурно-просветительным и научным центром региона, известным далеко за его пределами.

    Важнейшая роль в становлении и развитии музея-заповедника принадлежит полувековому творческому союзу заповедника и Нижне-Донской археологической экспедиции, ставшей с 1993 г. международной (отряды Германского Института археологии и Института археологии Варшавского университета).

    На сегодняшний день раскопками вскрыта примерно десятая часть древнего города, а также значительная территория городского некрополя. Сформированы уникальные эталонные фондовые коллекции и неповторимая экспозиция «под открытым небом», которую составляет большинство исследованных участков городища. В эту экспозицию входят также масштабные реконструкции античных сооружений на музейной усадьбе и лапидарий – собрание массивных, объемных находок, преимущественно из камня. Предметы из раскопок, хранящиеся в фондах заповедника, насчитывают более 140 тысяч единиц. Самые выразительные из них можно увидеть в исторической экспозиции музея. В фондах создан уникальный «Зал амфорных эталонов» – единственный в Европе опыт открытого хранения амфорной тары. На музейной усадьбе также открыта экспозиция «Музей исторического костюма» и комплекс тематических выставок историко-археологического и художественного характера.

    Музеем накоплен значительный опыт работы с посетителями, выработаны интересные эксклюзивные формы этой деятельности. К услугам туристов – серия экскурсионных маршрутов по экспозициям музея, городищу, памятникам истории, культуры и природы охранных территорий заповедника, охватывающих хронологический диапазон от эпохи палеолита до ХХ столетия. Проводятся разнообразные интерактивные программы: исторические практикумы на базе музейно-педагогических центров заповедника по древним ремесленным, письменным, торговым, спортивным технологиям; познавательные игры на основе состязаний; большие театрализованные массовые праздники в античных традициях. Музей издает буклеты, путеводители и другую научно-популярную литературу о Танаисе, специализированные археологические сборники.

    Ежегодно в третью субботу сентября здесь отмечают День города Танаиса.

    Программа праздника разработана по мотивам одноименного античного торжества, о котором повествует текст мраморной плиты 104 г. н.э., найденной на древнем городище. Предполагается, что празднество объединяло день рождения города Танаис и чествование бога реки.

    Гостей ждут серия театрализованных представлений, мастер-классы по древним ремеслам, конкурсы, викторины и состязания, новые выставки.

    Все желающие могут стать участниками исторических реконструкций Пифийских и Олимпийских игр, различных мифов и древнегреческих праздников.

    Предложил пользователь под ником Николай С. При подготовке материала использовались данные из Википедии и с официального сайта музея.





Похожие статьи