Александрийский маяк светил днем. Отдых в египте

Александрийский маяк, стоявший на восточном берегу острова Фарос, считается одним из Семи чудес света. В далёком прошлом городская гавань Александрии была мелководная и каменистая, поэтому чтобы обезопасить морские суда от беды, на подходе к городу был построен каменный маяк. Первый и единственный на греческой земле Фаросский или Александрийский маяк построил Сострат Книдский. Строительство было начато в 283 году до н. э. и продолжилось всего 5 лет. Во временя Птолемея возведённый маяк был выше самой высокой пирамиды. Для его строительства Сострат Книдский использовал все новейшие изобретения и достижения александрийских ученых. Своё имя он увековечил на мраморной стене величественного сооружения. Надпись гласила: "Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов", её он похоронил под слоем штукатурки, поверх которой написали восхваления царю Птолемею Сотеру. Но, время расставило всё по своим метам и мир узнал подлинное имя архитектора и строителя одного из чуда света, после того, как тонкий слой штукатурки отвалился от стены. Маяк представлял собой грандиозное трёхъярусное сооружение, высотой 120 метров. Его нижний этаж имел четыре грани, обращенные к частям света (на север, восток, запад и юг), восемь граней второго яруса имели направления восьми главных ветров, самый верхний третий этаж - купол маяка с величественной семиметровой статуей Посейдона.

Одна из статуй, украшавшая башню маяка, направлением руки показывала время суток, так в период солнцестояния на небе она держала руку вверх, как бы указывая на солнце, после захода моряки могли видеть статую с опущенной рукой вниз. Ещё одна статуя отбивала каждый час днем и ночью, другая указывала направление дующего ветра. Ученые придумали для маяка сложную систему металлических зеркал, который помогали усилить свет огня, что бы моряки могли видеть его издалека. Всё это уникально и фантастично для того периода времени. Не зря Александрийский маяк зачислили в одно из семи чудес света. Территория маяка была обнесена крепостной стеной, за которой располагался целый военный гарнизон.

Маяк исправно выполнял свои обязанности до 14 века. С падением Римской империи он перестал светить. Простояв 1500 лет, маяк пережил сильнейшие землетрясения и воздействия природных сил, в виде ветра и дождя. За этот долгий срок, огромный даже для камня, он начал разрушаться. Его огонь навсегда погас, не выдержав землетрясение (IV век). Обвалилась обветшавшая за столетия верхняя башня, но долго ещё стояли стены нижнего этажа.

Даже когда он был наполовину разрушен высота его составляла около 30 м. В середине XIII века материк вплотную приблизился к острову и маяк стал не нужен совсем. В начале XIV века его разобрали на камни, а на его развалинах построили средневековую турецкую крепость, которая до сих пор стоит на месте первого в мире маяка.

В настоящее время сохранился только цоколь маяка, который целиком встроен в средневековую крепость. В 1962 году, в прибрежных водах, на глубине 7 м, аквалангистами были обнаружены остатки Александрийского маяка. Со дна моря были подняты потрескавшаяся колонна и знаменитая статуя Посейдона, венчавшая купол маяка.

После завоевания Египта в 332 г. до н.э. Александр Македонский основал в дельте Нила город, названный его именем - Александрия. В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли. По мере развития судоходства кормчие, приводившие в Александрию корабли с грузами, все острее ощущали потребность в маяке, который указывал бы судам безопасный путь среди мелей. И в III в. до н.э. на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда, соорудил знаменитый маяк, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Для подвоза строительных материалов остров соединили с материком дамбой. Работы заняли всего шесть лет - с 285 по 279 г. до н.э. Увидев эту внезапно выросшую на пустынном острове башню, современники были потрясены. Из списка семи чудес света было немедленно вычеркнуто «чудо №2» - стены Вавилона, и его место туг же занял Фаросский маяк.
ста была закончена в конце лета 1997 г. В октябре 1998 г. этот проект получил престижную премию «Проект года», ежегодно присуждаемую Международным институтом бетона.

Александрийский поэт Посидипп (ок. 270 г. до н.э.) в одной из своих эпиграмм воспел это удивительное сооружение:
Башню на Фаросе, грекам спасение, Сострат Дексифанов, Зодчий из Книда, воздвиг, о повелитель Протей!
Нет никаких островных сторожей на утесах в Египте, Но от Земли проведен мол для стоянки судов,
И высоко, рассекая эфир, поднимается башня, Всюду за множество верст видна путнику днем, Ночью же издали видят плывущие морем все время, Свет от большого огня в самом верху маяка. Пер. Л. Блуменау
Таким маяк оставался и во времена римского владычества. По словам Плиния Старшего, он сиял, «как звезда во мраке ночей». Это монументальное сооружение имело высоту не менее 120 м, а свет его был виден на расстоянии до 48 км.
Согласно Страбону, маяк был построен из местного известняка и облицован белым мрамором. Декоративные фризы и орнаменты изготовлены из мрамора и бронзы, колонны - из гранита и мрамора. Маяк как бы вырастал из центра просторного двора, обнесенного мощной оградой, по углам которой возвышались мощные бастионы, напоминающие пилоны древнеегипетских храмов. D них, как и по всей стене, были прорезаны многочисленные бойницы.
Сам маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане (30,5×30,5 м), ориентированный по сторонам света и облицованный квадрами белого мрамора, имел высоту 60 м. По углам его были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов. Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны. Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты. На одном из боковых фасадов можно было прочесть греческую надпись: «Богам-спасителям - для спасения моряков», где под богами подразумевались царь Египта Птолемей I и его супруга Береника.

Восьмиугольный средний ярус меньшего размера также был облицован мраморными плитами. Восемь его граней были развернуты по направлениям господствующих в этих местах ветров. Наверху по периметру стояли многочисленные бронзовые статуи; некоторые из них могли служить флюгерами, указывающими направление ветра. Сохранилось предание, что одна из фигур протянутой рукой следовала за движением солнца и опускала руку только после его захода.
Верхний ярус имел форму цилиндра и выполнял функции фонаря. Он был окружен восемью полированными гранитными колоннами и увенчан конусообразным куполом, увенчанным 7-метровой бронзовой статуей Исиды-Фарии, попечительницы мореплавателей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что там находилась статуя морского бога Посейдона.
Световая сигнализация производилась с помощью мощного светильника, помещенного в фокусе вогнутых металлических зеркал. Предполагают, что топливо на вершину доставляли установленные внутри башни подъемные механизмы - в середине маяка имелась шахта, ведущая от нижних помещений вверх к осветительной системе. По другой версии, топливо привозили по спиральному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами.

В подземной части маяка находилось хранилище питьевой воды для военного гарнизона, располагавшегося на острове: и при Птолемеях, и при римлянах маяк одновременно служил крепостью, препятствующей входу вражеских кораблей в главный порт Александрии.
Считается, что верхняя часть маяка (цилиндрическая, с куполом и статуей) рухнула во II в., но еще в 641 г. маяк действовал. В XIV в. землетрясение окончательно уничтожило этот шедевр древнего зодчества и строительной техники. Спустя сто лет египетский султан Кайт-бей распорядился построить на остатках фундамента маяка форт, названный именем своего создателя. Судить о внешнем облике маяка мы можем сегодня лишь по его изображениям на монетах римского времени и немногочисленным обломкам гранитных и мраморных колонн.
В 1996 г. подводным археологам во главе с известным французским ученым Жан-Ивом Эмперером, основателем Центра по изучению Александрии, удалось отыскать на морском дне остатки конструкций маяка, рухнувших в море в результате землетрясения. Это вызвало большой интерес во всем мире. В 2001 г. правительство Бельгии даже выступило с инициативой воссоздания Фаросского маяка на том же самом месте, где 2200 лет назад он был построен. Однако сейчас здесь по-прежнему высятся стены крепости Кайт-Бей, и правительство Египта не спешит с согласием на ее снос.

Продолжаем серию рассказов LifeGlobe о чудесах античности. На очереди Александрийский маяк, также известный как Фарос Александрии - башня, возведенная между 280 и 247 годами до н.э. на острове Фарос в Александрии, Египет. Главной задачей маяка было вести моряков в гавань в ночное время

Высота Александрийского маяка, по разным оценкам, составлял от 120 до 140 метров. В течение многих столетий он был самым высоким сооружением на Земле. Именно поэтому маяк включем в список 7 древних чудес света

Маяк возвышался на платформе из огромных каменных блоков и состоял из трех мраморных башен. Первая, самая большая башня, была прямоугольной - в ней располагалось множество помещений. Прямо здесь жили солдаты и рабочие, обслуживающие маяк. Вторая башня была поменьше, в форме восьмиугольника, и служила переходом в самую верхнюю башню в форме цилиндра, где и горел огонь маяка

Свет Александрийского маяка был настолько мощным, что его было видно за 60 километров. Для поддержания пламени требовалось много дров, которые подвозились на специальных телегах по пандусу средней башни. За пламенем располагались зеркала из бронзы, отражающие свет в сторону моря. Древние легенды гласили, что свет от маяка способен был сжечь вражеские корабли еще до приближения к берегу

Маяк был сильно поврежден землетрясением 956 года, затем снова в 1303 и 1323 годах. Последние два землетрясения повредили величественное сооружение до такой степени, что остались одни только руины, разобранные в 1480 году, когда султан Египта построил на месте маяка оборонительный форт, использовав камни прежнего сооружения. Бронзовые листы-отражатели были переплавлены на монеты

Французские археологи во главе с Жаном-Ивом Эмперье обнаружили остатки маяка в конце 1994 на дне восточной части гавани Александрии. Часть из них была поднята на поверхность, но большинство все еще остается под водой. Это место является популярным у дайверов, совершающих туда заплывы

Маяк до сих пор остается символом города Александрии. Стилизованное изображение Маяка можно обнаружить на флаге и печати города, а также на печатях многих гос. заведений, включая Александрийский университет

Как и в случае с другими древними чудесами света, такими как статуя Зевса в Олимпии, мавзолей в Галикарнасе , или храм Артемиды в Эфесе, у маяка есть несколько копий, построенных в разных уголках мира. Хорошо сохранившаяся древняя гробница в Египетском городе Абусир, предположительно, является уменьшенной моделью Александрийского маяка. В народе его даже называют маяком Абусира - это трехэтажная башня высотой примерно в 20 метров, квадратной платформой в основе, восьмиугольным миделем и цилиндрической верхней секцией. Возведено это сооружение было во время господства Птолемея II (285–246 до н.э), что примерно совпадает со временем постройки маяка в Александрии

Александрийский маяк

В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет огня отражался от бронзовых пластин) языков пламени, а днем - столб дыма. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство,™ разным данным, ушло от 5 до 20 лет, а завершен он был около 280 года до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.

Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. Общая высота маяка составляла 117 м.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Маяк Маяк – высокое, в виде башни, строениe, стоящее на морском берегу, на пути следования судов – для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где абсолютно нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

7. Фаросский маяк Александр Македонский, завоевывая мир, заложил немало городов. Он основал Александрию при Иссе, Александрию на Тигре, Александрию Кавказскую, Александрию Крайнюю (современный город Ленинабад), Александрию Ариану (нынешний Герат) и много других, а в 332

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Радио - маяк А почему, интересно, никто из нас не вспомнил, что в самолете есть радио? Вспомни мы об этом вовремя, наверняка бы не сбились и без компаса....Многие сотни лет верой и правдой служат морякам световые маяки. Во всех океанах и морях Земли указывают они вспышками

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Александрийский маяк В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Зачем был нужен Александрийский маяк? В III веке до нашей эры в египетской Александрии был построен маяк, чтобы прибывающие в бухту города корабли могли успешно обходить прибрежные рифы. Это сооружение состояло из трёх мраморных башен, самая верхняя из них напоминала по

Из книги автора

Радиолокационный маяк Радиолокационный маяк – это приемо-передающее устройство, радиостанция навигационного назначения.Радиолокационный маяк работает совместно с радиолокационной станцией, которая установлена на самолете, судне или любом другом движущемся

Из книги автора

Радионавигационный маяк Радионавигационный маяк – передающая радиостанция с известным местоположением, которая непрерывно излучает специальные радиосигналы.Суда и самолеты могут на борт принимать радиосигналы, посланные радиостанцией, по которым они и определяют

Из книги автора

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк является одним из

Фаросский маяк получил свое название из-за острова, на котором он находился, — Фароса. А позднее на этом месте раскинулся город Александрия . Отсюда и его второе имя. Маяк входит в список всем известных «семи чудес света». И как большинство из них, Фаросское строение не дожило до наших времен.

Маяк был построен в 3 веке до нашей эры. Имя его создателя долгое время оставалось неизвестным. Как потом выяснилось, архитектором был некий Сострат Книдский. Он сам подписал свое творение, вырезав на одной из сторон маяка упоминание, что посвящает свою работу «богам-спасителям ради мореходов». Но Сострат зачем-то потом замазал надпись штукатуркой. И только когда спустя несколько веков слой смеси отвалился, мир узнал правду.

Фаросский маяк строился почти 20 лет. В результате получилось действительно величественное сооружение. Его высота составляла 117 метров. И на тот момент это было самое высокое здание в мире. По своей архитектуре маяк состоял из трех башен, поставленных друг на друга и на единое массивное основание. Самой маленькой и самой просторной башне располагался военный гарнизон. Там же жили рабочие, которые обслуживали здание. Второй уровень – это техническое помещение. И наконец, макушка сооружения – сам маяк. Он представлял собой цилиндр, в котором по ночам горел огонь, помогающим мореплавателям благополучно причалить к бухте.

И венчало все это великолепие внушительная статуя бога Посейдона – владыки морей. Высота скульптуры, если верить документальным свидетельствам, была не менее 7 метров.

Как работал Фаросский маяк

В работе над маяком Сострат применил самые передовые технологии того времени. В верхней части башни он установил зеркала из бронзы, которые отражали свет от костра и многократно его усиливали. Свет был настолько яркий, что мореплаватели видели его за 50 километров от острова. Маяк служил ориентиром и днем. Во-первых, его было отлично видно благодаря высоте строения. А во-вторых, те же самые зеркала отлично отражали солнечный свет.

Помимо этого на маяке были еще три статуи, которые служили не только украшением. Так, одна из них постоянно указывала на солнце, а ночью опускала руку. Другая скульптура фиксировала направление ветра. А третья подсказывала путешественникам время, отбивая каждый час. К сожалению, сегодня невозможно сказать, как были устроены эти статуи. Сохранилось лишь внешнее описание.

Как это ни парадоксально прозвучит, но в разрушении маяка виноват сам маяк. Дело в том, что для его работы требовалось очень много дров, которые доставлялись на вершину сооружения по специальному спиральному пандусу. А после рабочие выбрасывали золу в море. И спустя почти 15 столетий дно у острова настолько засорилось, что причаливать к нему было опасно. Соответственно, мореплаватели стали искать другие маршруты, а маяк, оставшись без дела, стал разрушаться. Бронзовые зеркала переплавили, а камни, из которых было построено сооружение, растащили на другие нужды. Окончательно добило «чудо света» мощное землетрясение, которое стерло его с лица земли.

Современный Фаросский маяк

Сегодня сохранился лишь подвальный этаж Фаросского маяка. И он полностью встроен в современную базу египетского флота Кайт Бей. Туристам, которые посещают Александрию, могут еще показать несколько обломков, которые не так давно были подняты со дна моря. Не исключено, что на глубине покоятся и другие фрагменты, но операция по их поиску и подъему слишком тяжелая и дорогая, поэтому в данный момент этим почти никто не занимается.

Но зато есть и хорошие новости. Правительство Египта не так давно решило заново отстроить Фаросский маяк и создать его точную копию. И учитывая современные темпы строительства, гигантское сооружение может появиться уже через несколько лет. И тогда это станет одной из главных достопримечательностей не только Александрии и Египта, но и всего мира.

Похожие статьи