Большой Обуховский мост — Он же Вантовый, он же горе изменникам. Большой Обуховский мост — Он же Вантовый, он же горе изменникам Сколько прослужит мост

К ак говорится... мы строили, строили и наконец, построили!:)))
Мост или вернее мосты (2 рядом) получились на заглядение - красавцы-близнецы.

15 декабря 2004 года в Санкт-Петербурге был официально открыт новый мост через Неву - Большой вантовый, 382-метровый красавец, соединивший Октябрьскую набережную и проспект Обуховской обороны. Второго тогда еще не было, "близнец" был открыт на три года позже, 19 октября 2007 года.

Расположен мост на границе Невского района Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области, в среднем течении Невы и соединяет Проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную.

Этот мост один из самых длинных мостов России и единственный неразводной мост через Неву.

Фактически это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним. Мост построен в достаточно сложном для навигации участке Невы, неподалёку от излучины Кривое Колено, однако с широко расставленными по берегам Невы пилонами высотой 126 м и высоким пролетом. Считается, что мост совершенно незаметен для проходящих по реке судов, однако факты упрямая вещь - максимальный габарит судов, способных пройти по Неве из Ладожского озера в Невскую губу или в обратном направлении был уменьшен по высоте на 10 м. (был 40м, а после ввода моста стал 30м).

При выборе названия власти впервые обратились к жителям города. Петербуржцы не замедлили откликнуться.

Названий предложили множество, от смешных до страшных. Большинство советовало назвать мост "Ладожским". Затем шли названия - Рыбацкий" и "Смоленский", но были и оригинальные идеи. Например, было предложено назвать новый мост «Русь» (где «птицей-тройкой» мчатся…); «Буревестник» (поскольку гордо реет над седой равниной); имени Кулибина, создавшего проект однопролетного моста через Неву еще 1776 году; "Кольцевой", (потому что находится на Кольцевой дороге); имени Сахарова (потому что в лучах заходящего солнца мост напоминает картину ядерного взрыва); "Антиблокадный" или "Алиби" (потому что с его появлением фраза "Мосты разведены" потеряла свою актуальность) а еще "мост Ольги Берггольц", "Ижорский", "Невский", "Ленинградский" и т.п. Была даже безумная идея назвать мост «Спартак» (по названию ближайшего сада), предлагали, конечно и имя «Зенит», потому что … сами понимаете…

Топонимическая комиссия задумалась... и выбрала безупречный для петербургского уха вариант - "Большой Обуховский". А сейчас рядом с первым мостом, уже второй и такой-же близнец красавец:)))


Фото (С) ivan_smelov

Автодорожные развязки с Октябрьской набережной и проспектом Обуховской обороны весьма причудливы и сложны, и если первая раскинулась на несколько сотен квадратных метров на ещё свободном правом берегу Невы, то вторая построена на небольшом клочке земли между жилыми домами.

Обуховский мост, перекинутый через реку Фонтанку по оси Московского проспекта, соединяет Спасский и Безымянный острова. Это трехпролетное каменное сооружение длиной 68,8 метров и шириной 31,8 метра. Мост косой в плане, угол косины — 60°.

Пролетное строение представляет собой железобетонные двухшарнирные арки, облицованные гранитом. По конструкции - железобетонные сплошные своды. Устои и опоры массивные, на свайном основании, облицованы гранитом. На фасадах моста выражены очертания арок и профилированные в виде трехгранных призм ледорезы.

Перильное ограждение выполнено в виде сплошного гранитного парапета. На въездах возвышаются гранитные обелиски, на каждом обелиске укреплены по 2 фонаря круглой формы. Тротуары отделены от проезжей части повышенным гранитным ограждением парапетного типа.

История моста

Обуховский мост - один из старейших мостов в Санкт-Петербурге. Построен через реку Фонтанку по Саарской перспективе (позже Царскосельский проспект, ныне Московский).

Первый деревянный мост через реку Фонтанку в створе современного Московского проспекта был построен в 1717 году. В середине мост имел поперечную щель шириной 70 см, предназначенную для прохода мачтовых судов; днём эту щель закладывали досками. В 1738 году переправа была перестроена.

До 1738 года у моста не было официального названия. Народное название - Обухов или Обуховский - закрепилось за ним по фамилии строившего его «посадского человека» Обухова. В 1738 году Комиссия о Санкт-Петербургском строении учредила для моста наименование «Саарский мост». Оно не привилось, и мост доныне сохраняет в своём названии память о подрядчике строительных работ - Обухове.

Во время сооружения гранитных стенок набережных Фонтанки в 1785-1786 годах деревянный мост был перестроен в трехпролетный каменный по типу башенных мостов Ломоносова и Старо-Калинкина. Береговые пролеты были перекрыты каменными сводами, а средний пролет был разводным с деревянным пролетным строением и с башнями на речных опорах для размещения механизмов развода.

В 1865 году мост перестроили по проекту инженера Михайлова. Деревянное разводное пролетное строение было заменено кирпичным сводом, а надмостовые башни разобраны. По статической схеме мост превращен в трехпролетную бесшарнирную арку.

К середине 1930-х годов мост перестал справляться с возросшим транспортным потоком по Международному проспекту (так назывался в 1918-1950 годах Московский проспект): ширина моста составляла около 16 метров, а ширина проспекта — 30,6 метров. Кроме того, в кирпичных сводах центрального пролета было выявлено проседание с раскрытием швов до 25 мм. В 1939 году по проекту инженера В.В. Демченко и архитектора Л.А. Носкова мост был перестроен в трехпролетный железобетонный.

7 сентября 1950 года уложенный с некачественными сварными швами газопровод вызвал утечку газа, в тротуаре с верховой стороны образовалась взрывчатая смесь, которая взорвалась от случайной искры, повредив железобетонные тротуарные плиты. После этого случая было принято решение о заглушке газопроводов на других мостах города - Ново-Петергофском, Комсомольском и других.

В 1962 году были сняты трамвайные рельсы на Московском проспекте на участке от площади Мира до Обводного канала.

В 1968 году шары, венчающие обелиски-торшеры, были заново покрыты сусальным листовым золотом.

В 1989 году тротуары отделили от проезжей части гранитным парапетом.

В 2014 году была выполнена реконструкция художественно-архитектурной подсветки Обуховского моста.

Дополнительная информация

Мост входит в число объектов культурного наследия России регионального значения.

Обуховский мост дал свое название Обуховской предмостной площади на правом берегу реки Фонтанки. Здесь расположен Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Напротив входа в университет установлен памятник основателю этого учебного заведения, выдающемуся российскому государственному деятелю, ученому, инженеру и архитектору испанского происхождения — Августину де Бетанкуру.

Вантовый мост, единственный неразводной мост через Неву.
Он большой и красивый. Поэтому, на него надо залезть.

Со стороны Обухово можно подойти под опору и полюбоваться.

По существу, это два отдельных моста. Это явный минус при проверке люков на открытость. Тут отчётливо виден несущий профиль пролёта мостового пролёта (балки жёсткости).

Изначальный план залаза прямо через люк с проезжей части провалился, т.к. все люки заварены/закрыты изнутри на засов. Попасть через опору снизу без лома также невозможно, к тому же там есть будка с "хранителем ключей".
Поэтому путь наверх лежал внутри упомянутого профиля. Так сложилось, что туда можно просто залезть.

Так это выглядит изнутри.

Через некоторое время выглядит уже так. Сбоку идут кабеля. Здесь также есть много лампочек, чтобы их вкрутить и иметь свет. Возле каждого препятствия есть любезно оставленный инструмент, - в основном, молотки, сделанные самым разным образом.

Вид с балкона у основания опоры. теперь только верх и верх.

Вид с перемычки на дорогу...

И верх.

Вид сверху на на Рыбацкое. К слову, высота пилонов по 120.5 метров, что на 2 метра меньше Петропавловки, однако можно попрыгать.

Район Уткина Заводь, ТЭЦ-5.

Развязка КАДа и Октябрьской набережной.

ЖК «Князь Александр Невский» - будущая высотка, совпадающая по высоте с пилонами моста. Южная ТЭЦ.


Большой Обуховский мост, построенный через Неву, соединил Всеволожский район Ленинградской области с Невским районом Санкт-Петербурга.


Он представляет собой два отдельных и одинаковых четырехполосных моста, обеспечивающих движение автомобильного транспорта в разных направлениях.

Его возведение началось в 2001 году, и через три года по первой ветке моста прошли автомобили. Еще спустя три года, 19 октября 2007 года, открылась вторая линия моста, расположенная параллельно.


Большой Обуховский мост заметно выделяется среди других петербургских мостов. Это первый в городе вантовый неразводной мост через Неву.

Благодаря своей конструкции он быстро приобрел краткое наименование «Вантовый», которое широко употребляется уже как имя собственное и пишется с заглавной буквы.


Вантовый мост представляет собой висящую конструкция, состоящую из пилонов, которые удерживают дорожное полотно вантами, то есть стальными тросами, проходящими по всей длине мостового пролета.

Другие особенности моста во многом связаны с тем, он строился как часть автомагистрали, соединяющей Октябрьскую набережную с проспектом Обуховской обороны.


Кроме того, мост важен для обеспечения движения по городской кольцевой автомобильной дороге, снижая нагрузку на транспортные потоки. Все вместе это вызвало необходимость строительства целого ряда вспомогательных сооружений, развязок и съездов.


При этом возникли определенные сложности. Если на правой стороне реки имелось несколько сотен пустующих квадратных метров, пригодных для строительства, то на территории, прилегающей к проспекту Обуховской обороны, существовали достаточно серьезные проблемы.

Здесь было ограниченное, узкое пространство между жилой застройкой, промышленными предприятиями, по которому была проложена трамвайная линия, проходили железнодорожные пути, имелось большое количество различных коммуникаций.


Общая площадь занятая вспомогательными сооружениями в итоге составила 136 тысяч квадратных метров.

В результате массивная конструкция Большого Обуховского приобрела впечатляющие параметры. Общая длина моста вместе с автомобильными съездами составляет 2824 метра.


Вантовая часть моста равняется 994 метрам, на пролет, находящийся непосредственно над водой (русловый отрезок), приходится 382 метра при ширине 30 метров.

Вся эта конструкция удерживаются над водой на уровне 30 метров за счет пилонов высотой 126,5 метра. Таким образом, пилоны Большого Обуховского моста поднимаются на несколько метров выше, чем шпиль Петропавловской крепости.


Длина моста является рекордной для Санкт-Петербурга и позволяет ему считаться одним из самых протяженных мостов России.

Мост подобной конструкции и таких масштабов строился в России впервые. Проектировщики и мостостроители изучали имеющийся опыт, тщательно исследовали грунт и другие необходимые параметры.


Устойчивость к воздействию сильных ветров проверяли, испытывая конструкцию моста в специальных аэродинамических трубах. При этом моделировалось поведение моста при воздействии воздушных потоков разной силы и при различных возможных погодных условиях.


Накопленный опыт использовался при строительстве вантовых мостов в других городах России. Во Владивостоке это Русский мост, в Казани – Миллениум, в Москве – Живописный.

Строительство моста шло сразу с обеих сторон Невы, части моста продвигались друг к другу и встретились в середине реки. Его береговые элементы опирались на предварительно возведенные пилоны.


Сложнее шел монтаж мостового пролета, протянувшегося над водой. Его приходилось поддерживать во избежание прогиба. Сооружение велось следующим способом.



По воде подвозили следующую подготовленную часть металлической конструкции, ее поднимали до уровня мостового пролета и сразу приваривали первый конец ванта. Затем второй конец стального троса пропускали через пилон, натягивали и закрепляли. Все стыки моста были сварными.


Операция контролировалась специально созданной системой наблюдения с помощью точных приборов, фиксирующих колебания. Сейчас данная система используется для мониторинга состояния мостовых конструкций.

Пилоны являются металлическими, полыми внутри, в них предусмотрены специальные входные люки и лестницы, с помощью которых можно вести наблюдение за состоянием конструкции.


Металлические конструкции и другие материалы, используемые при строительстве моста, были российского производства. Однако ванты были закуплены в Австрии, где производитель предложил стальные тросы более высокого качества.


Ванты являются достаточно сложной конструкцией, которая должна быть устойчивой на разрыв и не растягиваться в процессе длительной эксплуатации.

Они представляет собой толстые тросы, которые сплетаются из отдельных стрендов. Каждый стренд сделан из шести переплетных проволок, обвивающих седьмую, находящуюся в центре.


Ванты имеют неодинаковое количество стрендов. Ванты, находящиеся под большим наклоном по отношению к пролету, испытывают значительные нагрузки, поэтому они значительно толще.

На ванты, расположенные более вертикально, приходится меньшая нагрузка, поэтому они тоньше.


Конструкция обладает значительной надежностью, она находится под постоянным наблюдением и специалисты утверждают, что мост способен служить без капитального ремонта десятки лет.


Мост является автомобильным, его тротуар предназначен только для дорожных работников. Пропускная способность моста рассчитана, исходя из 100 тысяч автомобилей в сутки.

В ходе открытого конкурса на лучшее название моста предлагались разные варианты. Среди них были «Мост Ольги Берггольц», «Невский», «Ленинградский», «Кольцевой». Большую часть голосов получило название «Ладожский».


Городская топонимическая комиссия остановила свой выбор на названии «Обуховский», но такой мост уже имеется в Петербурге, и он находится здесь же, неподалеку, поэтому окончательно был принят вариант «Большой Обуховский».

Большой Обуховский мост – автомобильная вантовая переправа в Петербурге, единственный неразводной из перекинутых через Неву мостов, а, кроме того, один из наиболее протяженных в стране.

Подвесной мост возведен в среднем течении речного русла у излучины Кривое Колено и находится на границе Невского района города и Всеволожского района области. Мост связывает проспект Обуховской обороны на одном берегу с Октябрьской набережной на другом.

История и конструкция

Фактически Большой Обуховский мост представляет собой сдвоенные мостовые конструкции общей шириной 30 метров с противоположным автотранспортным движением. Расположенная выше по течению южная часть моста служит для перемещения в восточном направлении, северная (ниже по течению) – для поездки на запад. Движение пешеходов здесь запрещено.

Свое имя мост получил благодаря городскому голосованию и соседнему району Обухово. Но первый мост, именуемый Обуховским, который соединяет берега Фонтанки, был построен задолго до вантового «тезки», поэтому горожане решили добавить к названию вантового моста эпитет Большой. Ударение в названии «Обуховский» по-петербуржски падает на букву «у».

Участок Невы, где возведен мост, – непростой в отношении навигации, поскольку далее начинается крутой и плохо просматриваемый изгиб речного русла. Но чтобы суда легко проходили под мостом, высоту надводного пролета, под которым движутся корабли, увеличили до 30 метров, а широко расставленные пилоны подняли ввысь на 126 метров – выше шпиля Петропавловского собора. Длина судоходного пролета равна 382 м, а полная длина Обуховского моста вместе с береговыми съездами достигает 2824 метров. По своим габаритам он входит в перечень 40 самых знаменитых и крупных вантовых надводных сооружений мира.

Благодаря стальным подвесным тросам (вантам) колоссальное строение кажется невесомым и парящим над водной гладью. В темное время сияющая огнями конструкция выглядит особенно привлекательной и воздушной.

Обуховская переправа включена в Петербургскую кольцевую автомобильную трассу, и транспортные развязки на двух берегах достаточно сложные. Со стороны Октябрьской набережной, дорожный комплекс для потоков автомобилей раскинулся на большой свободной площади, а вот развязка на другом берегу построена в стесненных условиях между проспектом, обремененным трамвайными и железнодорожными путями, и жилыми строениями вдоль Рабфаковской улицы.

Открытие моста проводили два раза по числу мостовых частей. Торжественное открытие первой части сооружения проходило в декабре 2004 г., вторую очередь запустили в октябре 2007 г. Зимой 2008 г. на каждой мостовой части было организовано четырехполосное одностороннее движение, и сдвоенная переправа заработала в полную силу.

Полезная информация

Гостям города стоит запомнить, что Большой Обуховский мост никогда не разводят, и этот факт может выручить, если гуляя ночью по Петербургу, вы не можете перебраться на другой берег из-за разведения других мостов. Но мост расположен далеко от городского центра, поэтому поездка вкруговую на такси может оказаться достаточно дорогой.

Видео: Большой Обуховский мост ночью, съемка с квадрокоптера, очень красиво:

Похожие статьи