Вилково – «украинская Венеция» в Одесской области. Вилково: «Украинская Венеция Где находится вилково

Еще одно наше путешествие с прошлого лета — поездка в городок Вилково, который расположился в украинской части дельты Дуная. Эту поездку мы не планировали, про этот городок нам рассказали уже на море, предупредив, что «украинская Венеция» от оригинальной отличается достаточно сильно, . Это правда. Забегая вперед, скажу, что Венеция — это город на воде, а Вилково — это все таки деревня на воде, чем всё и объясняется (все фотографии кликабельны).

Из Одессы в Вилково регулярно ходят автобусы, но путешествие затягивается, поскольку им приходится огибать Днестровский лиман и в одном месте пересекать границу с Молдавией.

Мы же двигаем на своем Mitsubishi от побережья на север, до Белгород-Днестровского, а там сворачиваем налево, по направлению на Измаил — город русской боевой славы.

В этих местах раньше постоянно шли войны, в частности, с Турцией, а также вся эта местность когда-то принадлежала Румынии. Славянские названия городов здесь перемежаются с тюркскими: Монаши, Рени, Спасское, Татарбунары…

Доезжаем до городка Спасское и около неприметного указателя сворачиваем налево на 90 градусов.

Историческая справка:

Город в дельте Дуная, «Украинская Венеция». Основан в 1746 г. староверами, спасавшимися от преследования православной церкви (памятник основателю установлен на причале). Расположен на многочисленных искусственных каналах и протоках, образующих водные улицы (ерики). Основной вид транспорта – лодки. Является центром Дунайского биосферного заповедника. От причала организуют экскурсии по ерикам старого города, в дунайские плавни, на «нулевой километр» (место впадения Дуная в Чёрное море), на острова староверов. Сохранился старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы (1850 г.).

Позже, в этот уединенный край, представлявший собой 15 больших и более 150 маленьких островов, переселились суровые беглые казаки - донские и запорожские. Бегство донских казаков на Дунай, отряды которых возглавлял Игнат Некрасов, растянулось на десятилетие. Поток то усиливался то ослабевал. Особенно значительные передвижения наблюдалась после русско-турецких войн 1768-1791 г.г. Вот тогда Вилково оказалось в числе тех населенных пунктов, в которые особенно густо селились некрасовцы-старообрядцы.

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками. Разгон Запорожской Сечи в 1775 г. украинским народом воспринимался, как национальная трагедия. Ликвидировав Сечь, царское правительство выслало казацкую старшину в Сибирь, а земли отдало помещикам. Перспектива стать крепостными вынудила казаков прибегнуть к бегству.

Поселившись в поселении Липованском, украинские казаки жили обособленно, не смешиваясь со староверами. Такое условное разделение в Вилково сохранилось до сих пор — есть здесь «липованская» часть города, как раз самая известная, с ериками и мостиками, и есть украинская, которая на твердой земле стоит и в настоящее время очутилась в центре города.

Собственно, название появилось оттого, что Дунай здесь образует многочисленные «вилки» — раздваивается. Вообще такое ощущение, что население Вилково до сих пор пытается отгородиться от всего мира — последние километров 10 до городка асфальтовое покрытие полностью убито — пробираться по нему приходилось с особенными предосторожностями, чтобы не потерять там колеса… Местные сказали, что это случилось после какой-то большой стройки в этом месте — тяжелые грузовики разбили дорогу. Починить ее, конечно, никому в голову не пришло…

Ну вот, наконец…

Собственно, смотреть здесь можно несколько вещей: сами каналы, разрезающие городок, а также Дунайский биосферный заповедник, где можно увидеть разные редкие растения, а также птиц. Сам городок разделен на 2 части — сухопутную и водную.

На набережной и главной пристани — памятник основателем города, старообрядцам, которые пришли в эти глухие края. Кстати, до сих пор потомки старообрядцев и казаков живут обособленно, ходят каждый в свои храмы и стараются друг на друге не жениться.

На той стороне реки — уже Румыния.

На въезде вдоль дороги стоят представители разных экскурсионных фирм, с которыми можно договориться о программе: поездке на лодке, посещении нулевого километра и пр. Они стараются клиентов друг у друга переманить. Первые, к которым мы обратились, оказались нерасторопными, так что мы дали другим себя переманить… 🙂 Подъехали к причалу, уселись в лодку и отправились на 2-3 часа по воде. Наш лодочник заодно служил и экскурсоводом.

Для экскурсий по воде с собой нужно иметь загранпаспорт. Выходя по одному из многочисленных «гирл» к Дунаю, где-то в камышах, стоит будка пограничника. Наш лодочник только крикнул ему: «Россияне, паспорта есть», и мы поехали дальше. Могут быть и проверки с другой, румынской стороны.

Здесь кругом деревья, камыши и прочая зелень, вся территория рассечена узкими протоками.

Здесь все стоит и приспособлено для воды — дома, сады, приусадебные участки и пр.

Здесь обитает много разной живности: цапли (белые и черные), бакланы, пеликаны и пр. Слишком близко к ним подобраться не удалось…

Вышли на островок, сплошь покрытый толстым слоем ракушек. Мелкие ракушки так и называют здесь ракушками, а большие закрученные в спираль называются «рапаны».

Здесь много водяных лилий — признак чистой воды.

После заповедника заплываем в город. Вот типичный домик на улице-реке.

Тротуаров в городке нет, поэтому для перемещения пешком вдоль улиц построены деревянные подмостки, которые именуются здесь «кладки» и служат тротуаром.

У каждого домика свои лодки, огородик, виноград и даже спутниковая тарелка.

Мы застали и занятие местной спортивной секции — конечно, же байдарки! 🙂

Это, конечно, не Венеция, но свой шарм, колорит здесь несомненно есть. Дорогу бы еще сделали — совсем будет красота!

Кажется, такого странного города я не видел ни до, ни (пока ещё) после. Маленький (9 тыс. жителей) и затерянный в плавнях Дунайской дельты всего в 15 километрах от Чёрного моря, Вилково по сути так и не сделалось городом, оставшись настоящей старообрядческой слободой. Один из крупнейших анклавов цивилизации староверов, разбросанной от Восточной Европы до Забайкалья, чудом уцелевший уголок Задунайской Сечи и просто город в дельте Дуная, за обилие каналов и лодок прозванный в путеводителях "Украинской Венецией". И вместе с тем - пожалуй, самый труднодоступный город Украины.

Первое, что надо понимать - Вилково далеко. Выехав из Одессы в 9 утра, сюда мы добрались к 15 часам - впрочем, во многом из-за своих ошибок. Но и автобус до Вилкова идёт около 5 часов, при том, что на осмотр самого города 3 часов хватит с запасом. На въезде - КПП с пограничниками и экологической полицией, так как тут граница и заповедник, но нас не досматривали. В последние годы Вилково стало довольно популярным туристическим направлением, и слишком многое здесь заточено под туризм, чтобы чинить препятствия гостям.
Автовокзал - вон та будка у подножья церкви:

Церквей в городе три, причём две из них, включая эту - Никольские, и две из них, не включая эту - старообрядческие. Никольская "украинская" (а не-староверы тут в основном украинцы) церковь построена в 1867 году (то есть когда Вилково принадлежало Румынии), самая дальняя от центра, и от староверческих церквей невыгодно отличается обилием попрошаек. Конечно, дело ещё в автовокзале и рынке - и всё же когда на тебя сразу с дороги накидываются человека три и начинают, едва не хватая за руки, клянчить денег - это по меньшей мере неприятно.

Никольская церковь стоит в условном Новом городе. На полпути от Никольской церкви к Рождественской в Старом городе - небольшой советский ДК:

За которым - памятник Рыбаку:

Когда возникла староверческая слобода в дельте Дуная, теперь уже одному Богу известно. Первые староверы бежали сюда, скорее всего, ещё в 17 веке, непосредственно после Раскола. В этих краях староверов по сей день называют "липоване" - то ли это искаженное слово "филипповцы" (одна из беспоповских конфессий), то ли отсылка к этим самым плавням с их липовыми лесами. Как бы то ни было, уже к началу 18 века по всей Молдавии существовали липованские селения. В 1709 году, после поражения Булавинского восстания, к липованам добавились некрасовцы - казаки-староверы, восставшие, а затем ушедшие под руководством Игната Некрасова. Дельта Дуная видимо была просто самым глухим местом к западу от России. В 1762 году Вилково стало городом, столицей плавней.

В 1775 году в Дельту пришла очередная волна не пожелавших жить "под Россией" - запорожцы из разгромленной Сечи. Здесь они основали Задунайскую Сечь, существовавшую до 1828 года, чему были опять же очень не рады некрасовцы - мало того, что запорожцы не были староверами, мало того, что донцы запорожцев всегда на дух не переносили, так ещё и рыбных угодий на всех не хватало. В 1794-1806 годах в плавнях развернулась настоящая война между некрасовцами и задунайцами, кончившаяся тем, что последним пришлось уйти выше по течению, а многие бежали назад в Россию. Впрочем, к тому времени от некрасовской общины осталось немного: ещё в 1791 году большая часть некрасовцев ушла на юг, постепенно обосновавшись в глубине Турции, откуда лишь в 1966 году, на одном теплоходе, казаки вернулись в Советский Союз.

Впрочем, под Россией судьба вилковских липован оказалась не столь сложной, как у многочисленных их собратьев. Дальняя периферия, пограничье, которое в любой момент могло достаться другим странам - в общем, имперские власти предпочитали не обострять отношения с липованами. И даже Рождественская церковь была построена в 1850 году, то есть при Николае I, когда по всей империи гонения староверов усилились.

Рождественская церковь открывает Старый город, его "сухую" часть - бесконечные хаты с черепичными крышами вдоль извилистых улиц. Это было очень сильное впечатление - пустынный, нерусского вида город, спешащие в церковь женщины в платках, и разносящиеся над черепичными крышами удары колокола:

Типичный пейзаж в "сухой" части Старого Вилкова. И чужой пейзаж сочетается с куда более русским духом, чем в иных российских городах - старая вера, Русь исконная... Если бы не черепица и белая глина, местами Вилково бы очень напоминало Русский Север.

Постепенно мы вышли к главной "улице" Вилкова - Белгородскму ерику:

Ериками здесь называют каналы, образующие сеть между двумя рукавами Дуная. Как я понял, Белгородский ерик - естественный, а боковые в основном прорыты вручную. Мост через главный ерик - центр городской жизни, а для туристов примечателен тем, что здесь можно договориться о лодочной экскурсии - на одном берегу официально (турфирма "Пеликан"), а на другом - непосредственно с жителями:

В среднем часовое плавание на моторной лодке по Старому городу и плавням стоит около 200 гривен - и как мне кажется, без него впечатление о Вилкове не будет полным. Но пока пойдём дальше по суше и ещё полюбуемся ериком. Как видите, лодок на нём действительно очень много, да и движение активное. Большинство лодок - так называемые "чайки", основное плавсредство украинских казаков - лёгкие, вместительные и маневренные:

А вот так выглядит пейзажи той самой "Украинской Венеции", внутренней части Старого города на ериках:

Обычный ерик выглядит так - узкий и идеально прямой канал, где едва разойдутся две лодки. Надо заметить, что мы приехали, когда половодье уже закончилось - а в половодье вода поднимается до тротуаров:

Тротуары здесь называют просто - "кладки". Шириной они обычно в 2-3 доски, и совсем не случайно местные шутят - "пьяный вилковчанин шатается не вправо-влево, а вперёд-назад":

Кто-то ставит лодки на обочине ериков:

Но часто короткие канавы под кладками ведут прямо во дворы:

Впрочем, в последние десятилетия "венеция" сильно сдала - магазины стали более надёжным источником пропитания, чем река, а в большой город проще доехать автобусом. За многими ериками перестали следить, и они довольно быстро заросли илом, превратившись в обычные грязные канавы. К тому же, ерики копали не просто так - они образовывали настоящую гидротехническую систему, и потому засорение даже одного ерика сказывается на всех остальных. Говорят, Вилково стремительно мелеет и заиливается.

За Белгородским ериком стоит ещё одна Никольская церковь - старообрядческая, и (хотя даты постройки я не нашёл) вероятно сооруженная в первую румынскую эпоху (1856-78), как и "тёзка" в Новом городе. Липоване в Вилкове составляют около 70% населения, но из-за обилия туристов здешние старообрядческие церкви - пожалуй, самые открытые в мире. Никто не препятствует фотосъёмке (хотя прямо в храме не пробовал), можно спокойно заходить на службу... служба в староверческой церкви оставляет неизгладимое впечатление - обилие древних икон (а икон у староверов всегда было больше, чем могли вместить немногочисленные храмы), иная манера пения и стойкое чувство, будто бы на дворе 16 век. Но главное - не так много мест, где это может увидеть любой желающий, а не только те, кто показались староверам благонадёжными.

Неподалёку от церкви мы увидели Дунай. Я увидел его здесь впервые:

Дунай оказался огромной рекой. По расходу воды он всего на четверть меньше Волги, и его ширина у Вилкова - почти 800 метров, то есть вполне достойная сибирских рек. Мощное течение, мутная вода. За Дунаем - уже Румыния. Как и Измаил, и Килия, Вилково стоит на Килийском гирле - крупнейшем из трёх больших рукавов, образующих дельту.

Выйдя к дунайскому берегу, мы поняли, что забрели на камышовый завод. Заготовка камыша, который отсюда экспортируется в Европу - основная экономическая специализация Вилкова. Посреди камышового завода стоит вот такой вот шалаш, а за шалашом - попробуйте догадаться, что.

Это насквозь проржавевшая баржа - таких мы видели в городе, у берегов Дуная и главного ерика, штук пять. Вероятно, некогда в дельте велось промышленное рыболовство:

Теперь здесь на рыболовных судах сушатся рыбацкие сети:

С борта прекрасный вид на заготовки камыша:

Вся эта прогулка заняла у нас меньше часа, и в целом оставило двойственное чувство. С одной стороны, я был очень впечатлён атмосферой Вилкова, а с другой - было чувство какого-то разочарования: "И это всё?!". Но я не случайно чуть выше упоминал о лодочных экскурсиях, которые проводит как официальная фирма "Пеликан", так и сами местные жители. У моста через главный ерик к нам подошёл паренёк рыбацкого вида и предложил за 200 гривен прокатить на моторной лодке по Старому городу и плавням. Мы согласились.

Собственно, всё плавание состояло из двух частей - сначала по главному ерику через весь город, а затем на Дунай и в плавни. И надо сказать, с воды Вилково выглядит совершенно иначе, отчётливо проступают многие вещи, незаметные с берега:

Набережная - заборы, кладки, лодки на воде, мостики через горловины ериков. Вот выходит из ерика чья-то лодка - сейчас заведёт мотор и погонит:

Движение на канале действительно активное - встречные и обгоняющие лодки попадаются почти непрерывно. Моторные:

Вёсельные:

И даже байдарки - то ли какой-то клуб, то ли урок физкультуры в местной школе:

Есть тут, видимо, и своя этика. Так, наш рулевой, видя кого-нибудь из своих ровесников, прибавлял ходу и старался их немного обрызгать, а встретив лодку с женщинами или пожилыми людьми, наоборот глушил мотор и проходил мимо них по инерции. Главное отличие лодки от машины в том, что она создаёт за собой волны, которые непременно будут трясти и подбрасывать встречную лодку - поэтому "вежливый лодочник" в первую очередь будет стремиться не создавать встречным волну.

Мы прошли канал почти из конца в конец - минут через 10 после моста начинаются пустынные плавни, а затем лодка выходит в почти неподвижную заводь, за которой просматриваются пятиэтажки:

Здесь же - брошенный ветряк:

Затем мы вернулись к мосту, и взяли курс на Дунай:

Выходим в открытую реку, где, надо сказать, довольно сильная волна и пронзительный ветер:

В устье канала - погранзастава с башенкой, напоминающей каланчу, и ещё пара сгнивших барж:

И хотя на другом берегу Румыния, острова напротив Вилкова вполне обитаемы. Дело в том, что здесь Килийское гирло образует собственную "дельту в дельте", которая превратилась в предместья Вилкова. Эти плавни очень густо населены:

У половины вилковчан тут огороды. Многие делают домашнее вино, которое в сезон сбывают туристам:

Некоторые участки в последнее время заменились базами отдыха - несмотря на глухомань и труднодоступность, Вилково стало в последнее время одним из самых туристических городов Украины. С этих баз в сезон возят экскурсии к "нулевому километру" - месту впадения Дуная в Чёрное море, и вглубь плавней, посмотреть на птиц (а если дельта Волги знаменита своими фламинго, то главная птица дельты Дуная - пеликан).

На одном из островов стоят два голбца - такие столбики с иконами староверы часто использовали вместо крестов. Как нам объяснил рулевой, здесь они выполняют ту же функцию, что и православные кресты на въездах в города:

Ну а пока ещё не сезон, и плавни в основном пусты. Очень впечатляющий вид - и не ясно, который век на дворе.

А в завершение - люди. Едва ли не самое потрясающее, что я увидел в Вилково - это его обитатели. Вообще, я людей обычно не фотографирую в первую очередь потому, что в общем-то не так сильно народ в разных частях восточно-славянского мира отличается визуально. Но здесь я не мог удержаться. Люди в Вилково выглядят совершенно фолькорно - будь то набожные старушки:

Или вполне современные женщины:

В большинстве своём вилковчане не слишком отличаются от жителей славянской глубинки вообще - и всё же есть в них что-то бесконечно своё, липованское. Кажется, что несмотря на открытость и радушие, на ожидание туристического сезона, на пьянство и заиленные ерики, они всё равно хранят какую-то особую, древле русскую тайну, которую не понять людям извне.

В заключение рассказа о Вилкове просто не могу не дать ссылки на ещё два своих поста, близких по теме.

Вилково идеально подходит для тихого семейного отдыха и не оставит равнодушным никого.

Небольшой украинский городок Вилково на юге Одесской области называют украинской Венецией. Этот маленький, но очень живописный населенный пункт расположен прямо в дельте Дуная, в месте впадения реки в Черное море.

Необычность города состоит в том, что старая его часть расположена на воде. Поэтому улицами в городе служат каналы, по которым перемещаются преимущественно на местных "гондолах" и моторных лодках, которые являются самым популярным транспортом в городе.

Каналы, называемые ериками, в Вилково неширокие – всего 1-2 метра в ширину, они занимают до половины территории города, и по каналам на лодке можно попасть в любую его часть.

Жители города плавают по ерикам, стоя в лодке и отталкиваясь от дна и берегов длинным веслом, похожим на шест и называемый бабайкой. Лодками с помощью таких бабаек ловко управляют не только мужчины, но и женщины и даже старушки, которых в шутку называют "молодицами на бабайках".

eco-turizm.net
Местные жители плавают на местных гондолах

По обе стороны каналов и вдоль домов - деревянные кладки-тротуары, по которым передвигаются жители. А через ерики перекинуты простенькие деревянные мостики, которые при необходимости превращаются в своеобразные разводные мосты – их можно приподнять для того чтобы провезти по каналу груз.

Уникальность Вилково состоит еще и в том, что большинство населения города составляют староверы – липоване. Селение здесь в середине ХVII века основали донские и запорожские казаки, преследуемые царскими властями по религиозным и политическим мотивам и вынужденные бежать на Дунай. В те времена территория дунайского устья принадлежала Османской империи, которая очень благосклонно отнеслась к неверным.

В центре города высятся старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы.


citypics.ru
Вилковчане преимущественно ходят в старообрядческую церковь

Сначала поселение называлось "Липованское", позже город был переименован в Вилково. Своим теперешним названием город обязан своему географическому положению, ведь в этом месте Дунай расходится несколькими рукавами, которые превращаются в своеобразные "вилы". Отсюда и название – "Вилково".

Отдельно стоит упомянуть и об основных занятиях местных жителей. Их огороды находятся в основном на островах, к которым они плавают на лодках. Удобрением здесь, как в древнем Египте, служит ил. Вилково славится своей клубникой, которая родит здесь практически круглый год, а также знаменитым виноградом сорта "Новак". Этот сорт совершенно уникальный, его вкус нельзя перепутать ни с каким другим виноградом в мире, ведь больше нигде виноград не растет на воде и иле.

Из этого винограда делают не менее знаменитое чудесное вино "Новак", которое одновременно и нежное на вкус, и имеет высокий градус.

Местные жители шутят, что вилковчанина, отведавшего вина "Новак", можно легко узнать: чтобы не упасть в воду с узкой кладки, он шатается только вперед-назад, а не влево-вправо.


citypics.ru
Виноград Новак и вино из него - визитная карточка Вилково

Но самым главным занятием и основным источником дохода вилковчан является рыбная ловля, которая ведётся практически промышленными масштабами. Порыбачить сюда на выходные приезжают гости из разных концов Украины, а также из России и других стран.

Кроме того, в Вилково расположена администрация Украинского Дунайского биосферного заповедника, чья территория охватывает острова дельты Дуная, плавни на север по Дунаю, озёра дельты и двухкилометровую полосу морской акватории вдоль побережья.

Туристам предлагают экскурсии на катере по Дунаю, во время которых можно побывать на "нулевом километре" - в месте впадения Дуная в Черное море, а также полюбоваться живописной природой Дунайского биосферного заповедника. Как правило, в стоимость экскурсий входит вкусный обед с вином "Новак".


citypics.ru
Нулевой километр - место впадения Дуная в Черное море

"Вилково - замечательное место. Мне очень понравился и сам городок, и экскурсия по Дунаю, во время которой мы проплывали мимо 0 км. Я очень рада, что побывала в Вилково, у меня остались только положительные и яркие впечатления от поездки ", - делится впечатлениями на одном из сайтов туристка Виктория.

Как добраться?

По автодорогам из Одессы до Вилково – около 230 км пути. Из Одессы сюда регулярно ходят автобусы. Также организуются групповые туры.

Переночевать в Вилково можно в городской гостинице либо же снять комнату, договорившись с бабушками на автостанции.

]]>

Фото превью citypics.ru

История города Вилково

Город Вилково в Одесской области , также известен под названием «Украинская Венеция» , был основан в первой половине XVIII века староверами , которые бежали от религиозных преследований после раскола русской ортодоксальной церкви.

Фото infokava.com

Первые жители Вилково начали осваивать плавни, но для того чтобы построить дом и разбить сад и огород, сначала нужно было построить искусственный островок. Строительный материал брали тут же, выкапывая вокруг островка канал.

И сегодня население старого города продолжает жить на этих же островах. Дороги от дома к дому проложены по кладкам и мостикам.

У каждой семьи есть своя лодка - основное транспортное средство вилковчан.

Можно ли сейчас поплавать на лодке в Вилково

Раньше лодка являлась здесь более привычным способом передвижения, чем автомобиль. Однако, в последнее время много каналов обмелело, некоторые засыпаны полностью, из-за чего происходит замеление всех соединяющихся каналов.

Поплавать по городу сейчас можно только в «старой» части города.

Кстати, здесь до сих пор живут староверы , которые не признают никаких благ цивилизации. К ним можно зайти в гости, а узнать, где именно живут староверы , рекомендуем у местных.

Дунайский Биосферный заповедник

Дунайский заповедник - уникальная экосистема, где можно встретить 563 вида разнообразных растений и более 200 видов птиц.

Территория охватывает острова дельты вверх и вниз по течению Дуная, озера дельты и двухкилометровую полосу морской акватории вдоль побережья.

Флора заповедника насчитывает 563 вида разнообразных растений. Высокая биологическая продуктивность растительности объясняется большим количеством плодородного ила, который наносится рекой. Преимущественно растут: камыш обыкновенный, рогоз узколистый.

Вдоль течений полосами шириной от 5 м до 200 м пролегают заросли, образованные вербами (белой, лошкой, трёхтычинковой), на приморской части - облепихой крушиновидной, аморфой кустовой, таморизком галузистым. Среди высокой травы попадаются участки водяной растительности, образованные белыми водяными лилиями, щитолистыми плавунами, а также редкими видами, занесённых в Красную книгу Украины - сальвинией плавучей и орехом плавучим.

Животный мир заповедника имеет специфические особенности. Значительные кормовые ресурсы плавней способствуют концентрации тут множества птиц (более 200 видов). Гнездятся гусь серый, лебедь-шипун, крачка, лысуха, разные виды уток, цаплей, чаек. Из редких видов водятся пеликан кучерявый, орлан-белохвост, пеликан розовый, краснозобая казарка, колпица, огар, кроншнеп средний. Акватория заповедника является местом зимовки водоплавующих птиц (около 120 видов), а также местом отдыха во время перелётов.

Что еще посмотреть в Вилково

Кроме того, что приехав в «украинскую Венецию» стоит покататься на лодке по каналам , зайти в гости к староверам , конечно же не с пустыми руками, нужно ещё отправиться на катере до «0» километра .

Дунай - единственная река Европы, измерение которой ведется в обратном направлении: не по течению, а против него.

Памятным знаком отмечен ручеек, с которого начинается великая река в горах Шварцвальда, памятным знаком и заканчивается. По одной из версий (доминирующей) «0» знак находится на молу румынского города Сулины. Однако молодые энтузиасты Дунайского биосферного заповедника поставили знак, обозначающий другую версию места где именно Дунай впадает в Черное море: Нулевой километр, который находится на украинском острове Анкудинов.

Ещё обязательно попробуйте дунайскую уху , приготовленную на дровах и местное вино - «Новак» , а также закажите экскурсию на лодках или байдарках на кувшинковые поля. Вам очень понравится 🙂

Вилково с высоты

В Украине много удивительных мест, как с архитектурной, так и с природной точки зрения. А есть и такое, где чудесным образом сочетает естественная красота устья Дуная с простым человеческим трудом в почти нечеловеческих условиях. Это в туристических брошюрах городок Вилково в Килийском районе Одесской области называют «украинской Венецией». На самом деле перед нами откроется живая иллюстрация трудового подвига тысяч беглецов-староверов, которые сумели обосноваться в Полесских болотах и Дунайских плавнях. Нам давно хотелось увидеть эти места своими глазами, ведь добираться в те края непросто даже на хорошем кроссовере. И вот почему!

Вилково находится в самом уголке нашей страны, на юго-западе Одесской области у границы с Румынией. Трасса Е-95 известна, пожалуй, каждому автомобилисту – дорога в Одессу стрелой ведет из Киева. А если кто будет ехать в Вилково из других регионов, все равно придется проезжать Одессу. Здесь лучше всего сделать пит-стоп на 21-м километре (+400 м) окружной дороги в районе села Усатовское на заправке ОККО. Дело в том, что с нами был маленький ребенок, которому пора было сменить памперсы. Это стало еще одной причиной выбора в пользу данной АЗК: здесь в уборной есть пеленальный столик, о чем супруга разузнала на , планируя наш маршрут .

Экспресс-инфо по стране

Украина – государство в Восточной Европе.

Столица – Киев

Крупнейшие города: Киев, Львов, Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Кривой Рог, Донецк

Форма правления – Парламентско-президентская республика

Территория – 603 549 км2 (44-я в мире)

Население – 42,6 млн чел. (32-я в мире)

Официальный язык – украинский

Религия – православие, католицизм

ИЧР – 0,747 (81-я в мире)

ВВП – $131,8 млрд (59-я в мире)

Валюта – гривна

Граничит с : Беларусью, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдовой, Россией

Для остальной же части экипажа (а нас было четверо), изрядно проголодавшейся в пути, основным «бонусом» стало наличие здесь уже знакомой нам кухни ресторана сети A la minute, которой мы доверяем. Кстати, на заметку родителям, путешествующим с детьми: в этих ресторанах в меню даже есть блюда, которые рекомендованы для маленьких гостей (за соседним столом с нами малыш охотно уплетал детскую пасту).

Жена отдала предпочтение салату Цезарь и десерту Мильфей, ее сестра – паровой гречке с гуляшом, а мужская половина взяла по борщу и сочному свиному стейку. Ждать заказа долго не пришлось, но пока мы обедали, нам успели помыть машину с хорошей скидкой за счет накопившихся на карту Fishka баллов – приятно!

После плотного обеда очень хотелось пройти по короткой дороге вдоль моря, которую предлагали карты Google. Но после Белгород-Днестровского стало ясно, что она просто ужасная, ехать выше 40 км/ч без ущерба для подвески и седоков трудно, потому мы свернули на печально известную дорогу М-15 (Одесса–Рени), которая частично совпадает с европейской Е-87.

Кстати, если у вас будет время, то по пути можно заехать в крепость в Белгород-Днестровском, на это уйдет час-полтора. Территория там немаленькая, есть где полазить и что посмотреть.

Пока я рулил, жена читала с телефона историю «Украинской Венеции». Оказывается, Вилково изначально было селом Липованское, которое в 1746 году (по другим источникам в 1762-м) основали так называемые староверы или липованы. Они бежали от религиозных преследований после никонианского раскола русской ортодоксальной церкви. Это были донские казаки, которые впервые поселились в дунайских плавнях в 40-х годах XVII столетия. Тогда на российских военных картах и появилось поселение Липованское.

Памятник старообрядцу-первопроходцу – основателю Вилково

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками, которые бежали от преследований после разрушения Запорожской сечи. До сих пор липоване представляют большинство населения города. Они сохранили многие свои религиозные традиции. В городе три церкви: ортодоксальная православная и две старообрядческие липованские. С 1812 года, после подписания Бухарестского мира, Вилково – уездный город Бесарабской губернии.

Первые жители Вилково начали осваивать плавни, но для того, чтобы построить дом и разбить сад и огород, сначала нужно было построить искусственный островок. Строительный материал брали тут же, выкапывая вокруг островка канал. И сегодня население старого города продолжает жить на этих же островах, каждый из которых окружен каналом или «ериком». Дороги от дома к дому проложены по кладкам и мостикам. У каждой семьи есть своя лодка, и это основное транспортное средство вилковчан. Собственно, поэтому Вилково и получило славу «Украинской Венеции». Благо в Вилково не только каналы в качестве транспортных артерий, но есть и обычные дороги. Причем в основном в виде бетонок, асфальт сосредоточен на въезде.

Здесь есть что посмотреть и местные гиды встречают приезжих буквально с распростертыми объятьями. С экскурсоводами можно договариваться на путешествие по окрестностям, но лучше сразу поехать в Пеликан-Тур , местная компания, которая предоставляет весь спектр услуг для тех, кто приехал посмотреть Вилково «под ключ» и ничего не упустить. У них много экскурсий и предложение можно выбрать на любой бюджет и время. Так как времени у нас было немного, мы заказали две экскурсии на катере. И не прогадали, ведь «Украинскую Венецию», как и настоящую, нужно изучать с водной глади!

Похожие статьи