Пещера киик коба древняя стоянка. Пещера Киик-Коба — одно из самых интересных мест крымского Белогорья

В крымской пещере были обнаружены важнейшие аргументы к спору о смысле жизни.

Обширный грот Киик-коба находится недалеко от села Баланово Белогорского района, в скальном обрыве одного из отрогов Долгоруковской яйлы. Один из вариантов перевода Киик-коба означает «Пещера дикого человека». Удивительно, что средневековые охотники, пережидавшие в этой пещере непогоду, интуитивно догадывались, что она была обитаема в очень далёкую эпоху.

Сама по себе весьма весьма живописная, Киик-коба является историческим объектом мирового значения. Его первооткрывателем стал этнограф, археолог и антрополог Глеб Бонч-Осмоловский. Находки, сделанные им в 1924-1926 годах, произвели сенсацию в научном мире и заставили по-новому взглянуть на жизнь в каменном веке.

Вход в жилище когда-то закрывала сложенная из камней стенка, она дополнительно защищала обитателей грота от холодных ветров. Раскопки внутри Киик-кобы показали, что жизнь здесь не прекращалась на протяжении длительного времени. Почти 2-метровый культурный слой состоял из нескольких сотен кремневых орудий труда - разного рода остроконечников, рубилец, скребков, «ножей» и отщепов вперемежку с расколотыми и обожженными костями животных, которых добывали охотники, жившие тут в эпоху мустье или среднего палеолита (150/100 - 40 тыс. лет назад). Пользуясь дротиком, а, возможно, и огнём, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным костям было определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц. Больше всего костей принадлежало мамонту, шерстистому носорогу, пещерному медведю, бизону, дикой лошади, кабану, оленю. Мощные напластования древесного угля говорили, что в гроте постоянно поддерживался огонь.

Находки учёного имели важнейшее идеологическое, мировоззренческое значение. Они безмолвно, но красноречиво свидетельствовали, что в пещере Киик-коба в древнекаменный период жили полноценные люди, а не человекообразные животные.

Кострище и стенку для защиты пламени от ветра сделали люди, способные использовать огонь абсолютно логично, осмысленно, разумно. Надо полагать, что наряду с чисто практическими целями - для обогрева, приготовления пищи, защиты от хищников, пламя костра вызывало у первобытного человека и благоговейный трепет. Ведь огонь - это подарок свыше: он приходит с неба в виде молнии, даёт свет и тепло подобно солнцу. И даже прирученное человеком, пламя костра упрямо рвётся вверх от земли. Огонь - это частица светила, которая стремится вернуться к своему источнику.

Большое количество разнообразных кремнёвых орудий труда были созданы в результате интеллектуальных усилий, присущих исключительно человеку, который сознательно стремился изменить окружающий мир для своих потребностей. По многочисленным остаткам пищи в виде тысяч костей животных становилось очевидно, что человек, в отличие от животного, заботился уже не только о самом себе и своих детях, но и о других соплеменниках. Мужчины-охотники несли добычу в пещеру, где у костра оставались женщины, занятые ведением хозяйства, дети и старики.

Но самым главным открытием (по иронии судьбы, оно случилось в последний день работы экспедиции), утверждающим разумность людей, живших в пещере Киик-коба, стали обнаруженные здесь захоронения их сородичей.
Скелет на самом дне пещеры принадлежал ребенку возрастом не более года. Младенец лежал в скорченном положении на левом боку. В метре от него, частично в культурном слое, а частично в специальном углублении, вырубленном в скальном полу грота, покоились останки взрослого человека. Он лежал на правом боку со слегка подогнутыми ногами. Позже было установлено, что это была женщина. Она умерла в солидном возрасте - примерно 30 лет, что в суровых условиях жизни в ледниковый период соответствовало 60-летнему возрасту современного человека.

По всей видимости, не случайно, что останки, обнаруженные в Киик-кобе, принадлежали женщине и ребёнку. Важнейшие функции матери, как продолжательницы рода, наряду с активной ролью в жизни общины (собирательство, участие в охоте) и ролью хранительницы огня - всё это определяло высокое общественное положение женщины - главы родовой общины.

Поза, в которой находился скелет из Киик-кобы, была такая же, как и останки неандертальца, найденные за тысячи километров от Крыма - около деревни Ле Мустье во Франции в 1908 году. Его тело было положено в специально вырытую яму в позе спящего человека: на правом боку, голова на ладони, согнутой в локте правой руки, левая рука вытянута вперед, ноги согнуты в коленях. Эта поза весьма символична: человек уснул, но он обязательно проснётся; как ни долог сон смерти, за ним обязательно придёт пробуждение к новой жизни.

Тут необходимо сделать важное замечание. Советская наука неуклонно придерживалась ленинского постулата: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». А находки Бонч-Осмоловского говорили о другом: борьба за существование не разрушила определённые нравственные устои, присущие первобытным людям, жившим в экстремальных условиях очередного ледникового периода. Умершие не были для соплеменников всего лишь мертвой плотью. Оказывая членам общины посмертные почести, живые, должно быть, верили, что и к ним после смерти будут относиться точно так же. Иными словами, похоронный обряд неандертальцев носил ярко выраженные черты духовности!

Следует учитывать, что находки были сделаны в 1924-26 годах, когда новая религия - атеизм - уверенно растаптывала старую религию - христианство, и власть внедряла в сознание народа новые символы «жизни после смерти». Уже был построен на Красной площади Мавзолей Ленина, начал формироваться колумбарий в Кремлёвской стене - как олицетворение новых верований о загробном мире, присущих новому, советскому человеку.

Естественно, выводы Бонч-Осмоловского не прошли мимо бдительного ока власти. Успешная карьера, которую учёный делал в областях антропологии, археологии, этнографии, была жестоко разрушена в 1933 году. По обвинению в причастности к «националистической фашистской организации» Глеб Александрович был арестован и приговорён к трём годам исправительно-трудовых лагерей. В Воркуте очень пригодились знания геологии: за новшества, которые он внёс в методику разведки угля, Бонч-Осмоловский был освобождён досрочно. Он не имел права проживания в крупных городах, однако нашёл в себе силы и возможности заниматься любимой наукой: организовал у себя дома антропологическую лабораторию, с 1936 по 1941 год работал с Институтом антропологии МГУ над двухтомной монографией «Палеолит Крыма». В 1940 году учёному была присвоена докторская степень без защиты диссертации, год спустя - снята судимость. Бонч-Осмоловский возвращается в Ленинград, работает старшим научным сотрудником Института истории материальной культуры АН СССР, преподаёт в Ленинградском госуниверситете. Однако в жизненные планы вмешалась Великая Отечественная война. Бонч-Осмоловский эвакуируется в Казань, работает преподавателем Казанского госуниверситета, но обострение туберкулёза приводит его к смерти.

Людям XXI века трудно представить условия, в которых жили наши очень далёкие предки. Следы, оставленные людьми каменного века, не очень выразительны и зачастую непонятны непосвящённым. Но даже то, что можно увидеть в музеях (кстати, диорама «Стоянка первобытного человека в пещере Киик-коба» украшает экспозицию Национального научно-природоведческого музея Академии Наук Украины в Киеве) даёт богатую пищу для размышлений.

Философский спор «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», заданный названием картины Поля Гогена, выходит далеко за пределы сводов Киик-кобы. История этого замечательного памятника убедительно свидетельствует, что человек способен оставаться самим собой в самых экстремальных условиях существования - и в эпоху Великого оледенения древнекаменного века, и в зоне вечной мерзлоты Воркутинских лагерей.

Вячеслав Хачатурян.
На фото:
1. Под нами - Киик-коба.
2. Такой вид открывался
первым обитателям пещеры. ОЗАРЕНИЕ
И всё-таки огонь...
Будь трижды славен
тот полузверь,
тот полубог,
кто палку трением зажёг
и гончарам очаг оставил.
В колодце смутного сознанья
родился первый светлый блик.
О, как велик был
этот миг,
когда огонь,
огонь! — возник
под пятернёю древнего созданья.
Тот низкий волосатый лоб
был, может, выше лба Сократа.
...И ниц упал питекантроп.
И богом стал в глазах собрата.
Валерий Кузнечиков

Бонч-Осмоловский и Крым

Потомственный дворянин Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский (1890 - 1943) родился под Минском. В 1910-1912 годах Бонч-Осмоловский принимает участие в этнографических экспедициях Русского музея на Кавказе. В 1915 году он добровольцем ушёл на фронт, был разведчиком.

В 1920 году, после установления в Крыму Советской власти, Бонч-Осмоловский был назначен председателем Крымского комитета по делам музеев, занимался национализацией и описью предметов искусства, брошенных в период гражданской войны, в частности, сберег богатейшую библиотеку Крымского горного клуба. В 1921 году Бонч-Осмоловский вернулся в Петроград, чтобы заняться археологией. Но с Крымом связь учёный не прерывал, приезжал каждое лето - участвовал в этнографических экспедициях и раскопках в различных районах Крыма, собирал коллекции для Русского музея и для Центрального музея Тавриды.

Благодатные земли Крымского полуострова были освоены человеком в стародавние времена. В Крыму были и купеческие форпосты Генуи и Венеции, и стройные языческие храмы минойских греков. Но за сотни тысяч лет до них величественные крымские гряды дали приют племенам далеких предков современного человека – неандертальцам, стоянки которых разбросаны по всей территории Крыма.

Киик-Коба на карте Крыма

Пещера Киик-Коба, как логово диких зверей и жилище первобытного человека

Карстовый грот Киик-Коба выточен водой и ветром; они трудились миллионы лет, с тех самых пор, как гордые вершины Крымских гор вознеслись в поднебесье из морских глубин.

«Киик-Коба» переводится как «Дикая пещера». Хотя местные жители называют ее и «Козьей», и «Ослиной»; во времена СССР грот носил название «Волчьего», что так или иначе указывает и на ее древнюю историю, и на то, что в ее глубинах были обнаружены кости давно вымерших животных «мамонтовой эпохи» – пещерного медведя, шерстистого носорога, гигантского оленя и дикой лошади – и сохранившихся до наших дней, но давно ушедших с полуострова в другие места обитания – кулана, онагра и сайгака.

Что внутри? Ценные для общества находки

В этом гроте нет романтических залов, чьи циклопические своды теряются в сумрачной вышине, или таинственных галерей, в которых демонически хохочет гулкое эхо. Это всего лишь неглубокое пустотное образование в горной породе с понижающимися разветвляющимися ходами. Площадь двух залов грота составляет всего 50 кв. м. Но из-под его арок открывается восхитительный вид на залитую солнцем долину, пышные кроны густолистного леса и ослепительное крымское небо.

Первооткрыватели грота Киик-Коба

В 24-25 гг прошлого века известный археолог Г. А. Бонч-Осмоловский обнаружил лаз в грот и занялся его детальным изучением. Проводя раскопки в гроте Киик-Коба, исследователь обнаружил значительный культурный слой, относящийся к ашельскому периоду – периоду, когда первобытный человек только начал расселяться по планете, покинув пределы Африки. Находки Бонч-Осмоловского значительно поколебали научные теории об истории человечества, главенствующие в первой четверти ХХ века. В 1947 году уникальный грот был объявлен природным памятником и взят под государственную охрану и защиту.

Уникальность Киик-Коба в том, что раскопки на территории пещеры перевернули сразу несколько научных теорий, бытовавших в свое время. Находки, обнаруженные в гроте, доказали, что Крымский полуостров был заселен людьми в палеолите, хотя до этого момента считалось, что в Крыму человек появился значительно позже. Полтысячи каменных орудий различного назначения имели возраст более 100 тысяч лет и принадлежали к ашельской культуре, возникшей из ранней олдувайской.

Позы, в которых находились останки неандертальской женщины и ее ребенка из захоронения, найденного в центре грота, и обнаруженные на стенах образчики наскальной живописи вопреки сложившейся теории доказывали, что у неандертальцев того времени уже присутствовали примитивные религиозные представления и культовые обряды.

Цена вопроса (стоимость экскурсии к гроту в 2019 году)

Путь в Дикую пещеру непрост: извилистые горные тропы пробираются по узким карнизам над опасными обрывами, а укромный вход спрятан непролазными зарослями и острыми, как бритва, обломками скал. Поэтому, отправляясь в грот Киик-Коба, лучше примкнуть к организованной туристической группе или нанять опытного проводника. Многочисленные турагентства предлагают однодневные прогулки и пешие походы по горам и предгорьям Крыма, а проводник-экскурсовод укажет кратчайший и наиболее безопасный путь к пещере, подробно расскажет о ее давней и нынешней истории и об удивительных находках, обнаруженных в ее недрах.

Как добраться на машине

В 25 км от Симферополя, восточнее, на правом берегу реки Зуя, протекающей по предгорьям Крымской гряды, и в восьми километрах от поселка Зуя расположен грот Киик-Коба. Если добираться автобусом из Симферополя, нужно ехать до Курортного (автобус идет через Ароматное, как видно на карте ниже).

Те, кто планирует добираться к гроту из Симферополя на автомобиле, могут ехать не через Ароматное, а через Зую. Дорога к пещере Киик-Коба пройдет через Зую, Вишневое, Красногорье и приведет, непосредственно, в Курортное, откуда будет удобнее всего попасть на подступы к пещере Киик-Коба. Если у вас внедорожник, вы можете подъехать к гроту вплотную. Пешком от села придется пройти порядка 4-5 км. Дорога проходит через лес. Идти нужно в гору. Местные жители села Курортное всегда помогут и подскажут путь до пещеры.

Пожалуй, одно из самых удивительных мест в Крыму, и причиной этому послужило открытие, сделанное археологом Бонч-Осмоловским Г. А. в 1924 году, которое на несколько десятилетий изменило историю человечества.

Географические координат Киик-Коба на карте Крыма N44.964937, E 34.352112.

Пещеру Киик-Коба , довольно часто называют гротом, из-за ее небольших размеров. Ее глубина около 15-20 метров, своды стен относительно небольшие, углубиться на большое расстояние у Вас не получится, тем более заблудиться в ней. Посещение пещеры довольно любопытно рассматривать с пешей прогулкой от поселка Барабаново. В среднем, пешее путешествие занимает около 2-3 часов, даже если двигаться в размеренном темпе с частыми остановками, то не более 4-х часов. Во время прогулки Вы пересечете небольшую речку, попадете в густой лес, посетите пещеру и по желанию можете подняться на плато. Виды с плато захватывают, дорога относительно легкая, даже с детьми.


Как добраться до пещеры Киик-Коба

Добраться до пещеры Киик-Коба можно двумя вариантами: легким на автомобиле и более интересным пешим маршрутом. Опишу оба маршрута. Маршрут на автомобиле, можно в принципе считать условным, дорога грунтовая, а свисающие ветки деревьев делают ее весьма некомфортной, по этому, если Вы беспокоитесь об авто, то лучше использовать второй вариант.


Начинается маршрут от поселка Курортное, по ул. Никитиной Вы выезжаете из поселка и движетесь по грунтовой дороге 3,6 км, развилок будет всего две, первая будет через 1,2 км, но вы движетесь по более укатанной (широкой дороге), а вторая развилка будет напоминать грунтовый перекресток, на нем следует держаться прямо. Движетесь по дороге до самого тупика (небольшое плато с обрывистыми скалами), заканчивается лес и Вы выезжаете на открытую площадку. На плато следует оставить машину и по правому краю плато (если смотреть на дорогу с которой выехали) ищите более менее приемлемый спуск к пещере. Через метров 400- 600 вы доберетесь до грота Киик-Коба.


Второй Вариант маршрута к пещере-гроту Киик-Коба, более интересный, но более сложный. Начинается от от поселка Баланово, машину можно оставить дальше поселка на пару км за поворотом в поселок Барабаново. Там грунтовая дорога окончится. Сразу за окончанием дороги, начнется небольшая тропа вдоль Балановского водохранилища. Движетесь параллельно водохранилищу, пока не выйдите на участок небольшой речки Зуя. Ищите удобный переход, река мелкая и много где просто навалены стволы деревьев. Перейдя реку движетесь в сторону плато, его хорошо видно с любой точки. Вот по сути Вы и добрались до грота или пещеры Киик-Коба.


История пещеры Киик-Коба

Изучая окрестности Симферополя, идя вдоль реки Зуя, в одном из гротов, которое носит название Киик-Коба (с татарского “дикая пещера”), были обнаружены останки первобытного человека. По найденным фрагментам можно было отнести его к каменному веку, но в те годы считалось, что территория Крымского полуострова была не заселена и находка не вписывалась в историю. Собрав новую экспедицию Бонч-Осмоловский Г. А. в 1925 году провел основательные археологические работы вместе с командой исследователей. Результаты, полученные во время раскопок, полностью перевернули понимание истории. Самыми удивительными находками стали останки первобытной женщины датируемые 100 000 лет до нашей эры. Недалеко от женщины на расстоянии около метра найдены останки годовалого ребенка, захороненного чуть позже. Также в пещере найдено более 600 экспонатов примитивных орудий труда, костей вымерших животных: пещерного медведя, сайгака, кости мамонтов и других животных.


Культурный слой составил практически 2,3 метра, что свидетельствует о том, что пещера практически все время была укрытием человека, вплоть до нашей эры. Пробираясь в культурных слоях, по сути погружаешься в историю человека и эволюцию инструментов труда и охоты. Эволюция орудий охоты, от заточенного камня до наконечника стрелы, значительно расширила рацион первобытного человека. Так в слоях, относящихся к палеолиту 60-40 тыс. лет назад, были обнаружены наконечники копий. И сразу же в этом слое появляются кости птицы и крупных животных. Поскольку наука археология не обладала новыми методами углеводородного анализа и современными инструментами, множество экспонатов просто было разрушено. Основным открытием, которое было сделано в Киик-Коба, стало новое представление о древних людях. В истории эволюции люди выглядели как полузвери с умственным развитием чуть выше обезьяны. Но это мнение полностью было отброшено благодаря находкам Киик-Коба.


Во-первых, захоронение женщины и ребенка было именно захоронением, а не брошенными мертвыми телами. Женщина была преклонных лет (по меркам ледникового периода), чуть старше 30 лет (по нашим меркам старше 60 лет), и была похоронена в специально вырытой для нее погребальной яме, аккуратно сложенные конечности свидетельствуют о проведении похоронного ритуала.То есть к ее смерти не отнеслись как обычному событию и не выбросили как кусок мертвой бесполезной плоти, а именно провели ритуал, чего мы не наблюдаем ни у одного вида животных. Второе: расширились границы использования орудий труда первобытными людьми и ореол обитания.Что существенно повлияло на научные работы всего мира и понимание истории человека.


К сожалению, автора работ за найденные находки и смелые предположения о духовности первобытного человека в 30-е годы приговорили к трем годам исправительных работ в Воркуте. За примененные навыки археологии в добыче угля был освобожден досрочно. После освобождения продолжал свои научные труды на основании найденных им находок в Крыму. Защитил докторскую диссертацию, сделал большой вклад в историю человечества и прославления Российской науки на мировом уровне.
Пещера Киик-Коба, одна из древнейших пещер Крыма и является достопримечательностью Крымского полуострова. Перед посещение ознакомьтесь с и , для того чтобы сделать Ваш отдых более насыщенным и интересным.

Пещера Киик-Коба древняя стоянка на карте Крыма

Полуостров Крым — это уникальный климат, флора и фауна, история великих сражений, а еще место, откуда началась жизнь человечества. Такие территории на планете можно пересчитать по пальцам, но тем увлекательнее их изучать.

Сегодня туристы могут увидеть, где жили наши далекие предки, полюбоваться природой, которая с тех пор почти не изменилась, ощутить дух времени, живущий в этих лесах.

Столица полуострова — город Симферополь, а одной из самых популярных достопримечательностей в его окрестностях считается грот Киик-Коба.

Жилище первобытных людей

Это самая древняя человеческая стоянка на полуострове. Она находится в Белогорском районе под карнизом плоскогорья Долгоруковской яйлы.
Стоянка открыта в 1924 г. археологом-антропологом Глебом Анатольевичем Бонч-Осмоловским и представляет собой углубление, образованное в скале из-за выветривания породы и вымывания ее грунтовыми водами. Вход расположен на высоте 120 метров. Он хорошо укрыт зарослями, его трудно заметить среди нагромождающихся друг на друга камней. С плато открывается живописный вид на окрестные леса, кажущиеся с такой высоты совершенно дикими и непроходимыми.

Внутри помещение делится на 2 небольших зала. Археологи, проводящие раскопки в 1924—1925 гг., обнаружили здесь значительный культурный слой: его глубина составляла около 2 метров. Это говорит о том, что люди долго жили здесь, не одно поколение успело смениться.

Обнаруженные находки

Хозяева обустраивали, улучшали жилище: сохранились остатки каменной стены, выложенной для защиты от холода и ветра. Они вели нехитрое домашнее хозяйство: археологи обнаружили следы очагов. В более древнее время он один, в следующем культурном слое обнаружено уже три небольших очага.


Помимо этого, здесь найдено множество костей животных. Их изучение позволило определить, что обитатели-неандертальцы научились охотиться на мелкую и крупную дичь, добывали даже птиц. Стены украшены наскальными рисунками, изображающими сцены охоты на пещерных медведей, гиен, других животных.

Кроме того, были обнаружены остатки около 500 кремниевых инструментов, предназначенных для охоты и созидательного труда.

Еще одна находка, придающая особое научное значение обнаружению стоянки, - захоронение первобытных людей. Здесь найдены скелеты женщины и ребенка. Возраст женщины, как определили ученые, составлял примерно 30 лет (что при тех условиях соответствует нашим 60), а ребенка-1 год.

Примечательно, что люди захоронены с соблюдением определенного обряда: для погребения в грунте выдолблены углубления, тела уложены в одинаковых позах, хотя хоронили их в разное время. Это поза спящего: на боку, ладонь одной руки под головой, другая свободно вытянута, туловище и ноги немного согнуты.

Такое отношение к процессу похорон позволило ученым предположить наличие духовных обрядов у этих древних племен.
Изучение находок дало Г. А. Бонч-Осмоловскому богатый материал для исследований происхождения гомо сапиенса. На нем было написано несколько научных исследований, в том числе трехтомная монография «Палеолит Крыма». Антрополог выдвинул гипотезу о том, что люди стали вести наземный образ жизни задолго до предполагаемого превращения обезьяны в человека.

  • Заселение полуострова началось более 300 тысяч лет назад, а найденные орудия труда человек научился изготавливать и использовать уже 100 тысяч лет назад.
  • Захоронение по стилю полностью совпадает с французским, обнаруженным в деревне Ле-Мустье незадолго до этого. Напрашивается вывод, что уже в то время вся человеческая община оказывала умершим схожие почести.
  • Крымские раскопки доказали, что неандертальцы представляли собой развитое в духовном и в интеллектуальном плане общество: осмысленно улучшали жилище, добывали дичь различными способами, заботились о членах племени, в том числе стариках и детях.
  • Место имеет множество названий. С крымско-татарского Киик-Коба переводится как «дикая пещера», однако иногда ее именуют Волчьим гротом, Ослиной пещерой, Козьей тропой
    Она и сегодня укрывает путешественников: туристы-экстремалы, исследующие Долгоруковскую яйлу, часто останавливаются здесь на ночевку.

Как добраться до грота Киик-Коба

Он находится на правом берегу реки Зуя, в 8 км от поселка с таким же названием. Доехать можно на автобусе до села Опушки или Курортное. Дальнейший путь придется проделать пешком. На машине лучше ехать до Курортного.
К пещере ведет два пути. Как в сказке: один короче, но сложнее, другой проще, но идти по нему дольше. Каждый путешественник делает выбор для себя, но стоит иметь в виду, что на короткой тропе нужна осторожность: придется протискиваться в узкие расщелины, в некоторых случаях передвигаться чуть ли не ползком, при этом на пути попадаются обрывы.
На обеих тропах можно полюбоваться редкими растениями, увидеть другие небольшие углубления и встретить диких животных, например, косуль.
Однако если турист не имеет опыта горных походов, лучше записаться в группу опытного гида. В противном случае есть риск заблудиться, получить травму, да и просто пропустить что-либо интересное.

Грот Киик-Коба сегодня

Сейчас здесь никаких археологических изысканий не ведется. Но в 1947 г. достопримечательность признали природным памятником мирового значения.

Добравшись до цели, современные путешественники попадают не в мрачное подземелье. Наоборот, он отличается высокими сводами, белыми стенами, обилием света, проникающего сквозь естественные отверстия.


Итак, это место, которое обязательно стоит посетить, находясь в Крыму. Путешествие будет интересно и тем туристам, которые любят активный отдых, и тем, кто увлечен историей.

Проходя среди нетронутой природы, человек ощущает дыхание времени и прикасается к жизни далеких предков.

Атмосфера здесь наводит на философские мысли, заставляет задуматься о зарождении и развитии человечества. Посещение этой достопримечательности входит в пятерку самых востребованных экскурсий в окрестностях Симферополя.

После нашего последнего путешествия по Крыму, мы еще раз убедились, Крым - земля волшебная, полная загадок и тайн. И даже, если вы просто решили прогуляться один денек где-нибудь в горах, всегда нужно быть готовыми к сюрпризам, как хорошим, так и не очень.
Немного изучив информацию в Интернете и в книгах про окрестности Симферополя, мы решили на выходных прогуляться из п. Соловьевка в район Балановского водохранилища. По карте примерно рассчитали расстояние - 4,5 км. Навигатор показал столько же. Естественно, как всегда мы не учли перепады высот, обрывы, холмы и переправу через речку Зую. Кстати, довольно полноводную и бурную в это время года. Наш верный пес Гросс, пытаясь перейти ее по бревну вслед за нами, был снесен потоком, и Obstinus был вынужден в буквальном смысле спасать его и помогать выбираться из бурлящего потока. В общем, расстояние, которое мы преодолели в рамках «прогулки выходного дня» получилось 12 км. Главной целью нашего путешествия была стоянка первобытного человека Киик-Коба. Сразу предупреждаем, со стороны Балановского водохранилища есть вполне проезжая (даже для недоприводов) дорога, которая ведет практически к стоянке, так что прогулка с той стороны будет намного легче. Однако, в этом случае, вы не сможете посмотреть самый настоящий таврский могильник - огромное количество каменных таврских ящиков. Он попался как раз на полпути из Соловьевки до Киик-кобы. Конечно, там уже есть наш тайник. И еще, овчарик Гросс умудрился попасться лапой в силок, так что, если идете по лесу с собакой, будьте внимательны.
Ну а теперь - информация про стоянку Киик-коба:
«На правобережье Зуи, в 8 км к югу от поселка Зуя, вверх по долине, вблизи Балановского водохранилища, расположен грот Киик-коба - всемирно известный палеолитический памятник (памятник природы (1947)). Пещера-грот представляет собой естественный навес у подножия скалистого склона, площадью около 50 кв. м. Обращен грот к югу, со всех сторон к нему подступает лиственный лес.
(Литература: Ена В.Г. Заповедные ландшафты Крыма. - Симферополь: Таврия, 1989. http://www.tourism.crimea.ua/dostoprim/landscap/grot/keekkoba/index.html)

В 1924 году во время раскопок в гроте Киик-Коба (Дикая пещера) археолог ГА. Бонч-Осмоловский обнаружил погребение неандертальского человека (взрослой женщины) в специальной яме, выбитой в полу в скальном грунте. В метре от нее были найдены останки годовалого ребенка более позднего захоронения. Эта находка погребения неандертальского человека - первая на территории СНГ и одна из немногих в мире. Она - свидетельство того, что человек, поселившийся в Киик-Кобе, жил здесь в конце ашельской или начале мустьерской эпохи, то есть, около 100-40 тысяч лет назад. Здесь было найдено более 500 кремневых орудий труда (остроконечники, рубильца, пластины), применявшихся около 100 тысяч лет назад, много костных остатков вымершей фауны Крыма. Среди животных, обитавших в то время в окрестностях Киик-кобы и служивших предметом охоты, были мамонт, шерстистый носорог, пещерная гиена, дикая лошадь, большерогий олень, пещерный медведь, кабан, дикий осел (джигетай)
Грот Киик-Коба образовался под воздействием просачивания грунтовых вод и выветривания породы. Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной речкой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник, которым, несомненно, пользовались древнейшие люди.
На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились и следы древних очагов, в нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем - три очажка. (В исследованных пещерных стоянках Крыма слои со следами древнейших культур, залегают в стратиграфическом порядке, т. е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях часто заметны линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных, ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, употреблявшейся людьми для татуировки тела). Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки. Орудия из нижнего слоя более примитивны, чем из верхнего.
Древнейшие люди верхнего слоя из Киик-Коба, видимо, хорошо освоили различные способы охоты на крупную и мелкую дичь. Пользуясь дротиком, а, возможно, и огнем, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным в гроте костям определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц.
Основными промысловыми животными были мамонт, зубр, сайгак, гигантский и благородный олень, шерстистый носорог, дикая лошадь, дикий кабан и т. д.
В гроте Киик-Коба обнаружена часть скелета женщины, захороненной в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме. Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребенок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении. Подобные захоронения встречаются и на других древнейших стоянках Крыма. Вероятно, у древнейших людей в Крыму уже выработалась определенная обрядность при захоронениях. Очень возможно, что обрядность эта связана с ранними формами религиозных представлений, с идеями возрождения, обратимости. Размещение усопших на месте жилья предполагало сохранение кровнородственной их связи с живущими и отражало отсутствие страха перед умершими или, по древним представлениям, отошедшими ко сну.

Похожие статьи