Каким будет транспорт будущего? Из прошлого с любовью: как раньше представляли себе транспорт будущего Историко-исследовательская работа на тему.

Министерство образования Республики Башкортостан

МКУ отдел образования АМР Бижбулякский район

МОБУ средняя общеобразовательная школа № 2 с. Бижбуляк

Историко-исследовательская работа на тему

« Какое будущее у аэрокосмического транспорта? »

SpaceX — Дорога в будущее

Об истории и перспективах развития компании SpaceX

Выполнил: Аглеев Линар, 10 класс

МОБУ СОШ № 2 с. Бижбуляк

МР Бижбулякский район

Республика Башкортостан

Адрес школы:

452040 Республика Башкортостан,

МР Бижбулякский район,

с. Бижбуляк, ул. Центральная, 72

Телефон: 8 347 43 2 17 21

Факс: 8 347 43 2 17 21

Руководитель: Гибатов И.Р.

с. Бижбуляк, 2015

Введение

Глава 1. Проект SpaceX

  • 1.1 История проекта
  • 1.2. Перспективы ракетоносителей SpaceX
  • 1.3. Двигатели, разработанные в компании SpaceX
  • 1.4. Reusable — Многоразовость
  • 1.5. Dragon

Заключение

Использованная литература

Приложения

Введение

Мы сейчас живем на грани колоссального события —

такого, как переселение жизни на другие планеты.

Илон Маск

Познакомившись с положением об олимпиаде Можайского, меня заинтересовал вопрос: «Какое будущее у аэрокосмического транспорта?» Я решил поискать на него ответ. В результате поиска я узнал о проекте частной компании SpaceX, которая мечтает о создании Марсианского Колониального Транспорта и удешевлении стоимости космических полетов.

Я выдвинул гипотезу: в будущем можно будет использовать проекты SpaceX для аэрокосмического транспорта.

Цель работы : выяснить, можно ли для развития аэрокосмического транспорта использовать проект Space X

Задачи:

  1. Изучить историю проекта
  2. Изучить эволюцию ракетоносителей SpaceX, их двигателей и их преимущества
  3. Изучить перспективы проекта SpaceX

Методы исследования :

  1. Изучение и анализ литературы и соответствующих сайтов в сети Интернет
  2. Анализ отчетов компании

Объект исследования: частная космическая компания SpaceX

Глава 1. Проект SpaceX

1.1. История проекта

Я узнал, что история компании SpaceX начинается с 2001 года. Её руководитель Илон Макс всю свою жизнь увлекался космосом. Он мечтал создать свой проект по созданию ракет. Этот проект он назвал SpaceX — Space Exploration Systems.

Первая ракета, которую разработали в компании, называлась Falcon 1, так как на ней использовался один двигатель Merlin. Эта ракета имела незаурядные характеристики, ракета легкого класса (см. приложение 1). Полезная нагрузка составляла всего до 600 килограмм. Во время испытаний, двигатели то выключались, то взрывались.

К 2004 году двигатели стали работать стабильно.

В 2006 году состоялся первый запуск ракетоносителя Falcon 1. Ракета поднялась, стремительно устремилась в небо и на 25 секунде взорвалась. Упала недалеко от стартового стола. Причина была в разрушении гайки, к которой крепился топливопровод к двигателю.

Во время второго запуска, первая ступень отработала идеально. После разделения ступеней включился двигатель второй ступени. Но во время выработки топлива, топливо внутри баков начало плескаться, ступень начала раскачиваться и разрушилась.

Третий запуск был совершен в августе 2008 года. Во время третьего запуска, во время разделения ступеней, первая ступень не отошла от второй. Всё это произошло из-за того, что на третьей ракете был установлен двигатель с другим типом охлаждения.

Четвертый запуск был произведен спустя месяц после третьего запуска. В качестве полезной нагрузки, в отличие от первых запусках, не использовали спутник — в этом запуске использовался массогабаритный макет груза. В сентябре 2008 года первая и вторая ступень отработали идеально и вывели этот массогабаритный груз на орбиту с перигеем в 500 километров и апогеем в 700 километров вокруг Земли.

Следующим эволюционным шагом в компании SpaceX была ракета Falcon 9, которая использовала 9 двигателей Merlin в своих технологиях. И первая ракета из семейства Falcon 9 была ракета версии 1.1. (см. приложение 2). Falcon 9 (v 1.0) имела девять двигателей, которые располагались рядно. Ракета управлялась распределением тяги между двигателями по периметру. Двигатели не вращались, не использовалось управление за счет поворота двигателя. Система распределяла тягу, тем самым управляя движением. Таких ракет было построено 5 штук. После этого начали использовать новую версию ракеты Falcon 9 (v 1.1) В версии 1.1 были увеличены баки, самым заметным отличием был переход от рядного расположения двигателей к кольцевому расположению (см. приложение 3,5). Кольцевое расположение позволило разместить центральный двигатель на подвесе, за счет чего управление стало осуществляться поворотом центрального двигателя. Это было нужно для того, чтобы в дальнейшем возвращать ступень на Землю. Таких ракет из 19 запусков на текущий момент — 5 запусков версии 1.0, а остальные 14 — версии 1.1.

Следующая стадия — версия 1.2 (Falcon 9 v 1.2). Коренное отличие ракеты — это использование переохлажденного окислителя кислорода. Криогенный кислород пропускают через специальное устройство, через жидкий азот, за счет чего он охлаждается примерно до температуры около -215 градусов по Цельсию. Это увеличивает плотность окислителя на 7%, соответственно позволяет поместить в ракету больше окислителя по массе. Топливо теперь тоже охлаждается до температуры -30 градусов по Цельсию — это увеличивает эффективность системы охлаждения ракеты. Falcon 9 версии 1.2 планируется в трех вариантах (см. приложение 6). Первая версия — версия с кораблем Dragon 1, вторая — версия с кораблем Dragon 2, конструируемым сейчас и третья версия — версия с обтекателями для полезной нагрузки, чтобы выводить спутники на орбиту. Новая версия позволила увеличить массу полезной нагрузки примерно на 30%. Это нужно для того чтобы выводить тяжелые грузы на орбиту, и в каждый запуск устанавливать систему возврата ступени, которая занимает определенную массу и определенное топливо.

1.2. Перспективы ракетоносителей Space X

Продолжая знакомиться с проектом SpaceX, я выяснил, что следующим, не только качественным, но и количественным развитием ракет компании SpaceX является ракетоноситель Falcon Heavy (см. приложение 7). Ракета сверхтяжелого класса, центральный блок — Falcon 9 плюс два дополнительных разгонных блока, которые являются первыми ступенями ракеты. Все три части будут возвращаемыми на Землю. Первые две ступени планируется возвращать на берег, на посадочные площадки, третья ступень будет улетать немного дальше по своей баллистической траектории и поэтому планируется ее сажать на плавучий космодром — на баржу. Также в этой ракете будет использована уникальная система перекрестной подачи топлива. В чем она заключается — во время старта работают все три блока — это 27 двигателей (3х9), но топливо и окислитель берутся из двух крайних блоков, центральный остается целым до отстыковки крайних блоков. Во время их отстыковки топливо начинает расходоваться из центральной части и это позволяет улучшить характеристики ракеты. Самыми значительными изменениями в ракете является масса, которую она может выводить на орбиту. На низкоопорную орбиту это составляет 53 тонны — невероятная масса. На Марс — 13,2 тонны. Falcon Heavy будет способна доставить полностью загруженный корабль Dragon на Марс, и частично загруженный на Юпитер.

1.3. Двигатели, разработанные в компании SpaceX

Я узнал, что в компании SpaceX разработали простые двигатели Merlin, которые используют открытый цикл (см. приложение 9,12) Это означает то, что часть топлива и окислителя используется для нагнетания топлива в камеру сгорания. Используется газогенератор, в котором сгорает часть топлива и окислителя, раскручивая турбины, которые подают топливо под высоким давлением в камеру сгорания, а отработанные газы выходят через патрубок. В первой версии Falcon 1 изменение вектора этого выхлопа использовалось для управления ракетой.

Схема открытого цикла проста, надёжна, она недорогая в создании и использовании. Потому что в ней используется невысокое давление в камере сгорания — и это, с большим заделом на будущее, способствует использованию многоразовых систем.

Я выяснил, что двигатели Merlin имеют не такую уж и высокую тягу, как наш легендарный двигатель РД-108, и не самый высокий удельный импульс, который показывает эффективность работы двигателя (см. приложение 10)

Однако они имеют преимущество - тяговооруженность (см. приложение 11). Тяговооруженность - это сколько собственных масс двигатель может поднять. 157 единиц — для двигателя такой схемы это рекорд. Выше бывает только у ракет, которые используют токсичные виды топлива. Планируется, что двигатели будут возвращаться и использоваться повторно.

1.4. Reusable — многоразовость

Исследуя ракетоносители и двигатели компании, я узнал о проекте возвращаемой первой ступени ракетоносителей компании SpaceX (см. приложение 13). На самом деле, эта теория многоразового использования имеет как много сторонников, так и много противников. Но именно эта функция существенно удешевляет стоимость запусков РН компании SpaceX. Я выяснил, что таким способом стоимость запуска снижается на ~60%. И эти средства компания может вложить в свои будущие разработки и перспективы.

Работы над многоразовостью начали вестись в 2011 году на полигоне МакГрегор в штате Техас компании SpaceX. С использованием испытательного стенда, который назывался Grasshopper (Кузнечик ). Эта ракета, которая, по сути, представляла собой первую ступень РН Falcon 9. Почему Кузнечик? Кузнечик, потому что эта ракета «подпрыгивала», она делала подскоки и отрабатывала момент посадки ступени за счет изменения тяги двигателя и его вектора.

В 2014 году систему возврата начали ставить на действующие ракетоносители, которые запускались в рамках миссий SpaceX. В апреле 2014 года была предпринята первая попытка посадки ступени — не на поверхность, а просто в океан. Ракета подошла к поверхности воды на необходимой скорости, замедлилась и погрузилась в воду.

В 2015 году начались испытания с посадкой ступени на плавучую баржу-космодром, которая находилась в океане. На ней использовалось четыре дизельных двигателя, которые удерживали баржу в определенной точке, с точностью до нескольких метров и ступень садилась на эту баржу. Случай, когда была произведена попытка посадки, был в апреле 2015 года, тогда «почти получилось»: ракета подошла хорошо, она попала куда нужно, но в результате небольшого сноса она опрокинулась и взорвалась.

22 декабря был произведен запуск Falcon 9 v.1.2 FT, запуск был осуществлен впервые после аварии, произошедшей в июне 2015 года. В этот раз SpaceX впервые удалось осуществить управляемый спуск на землю нижней ступени ракеты-носителя Falcon 9 (см. приложение 13). Таким образом, компания смогла сохранить ее для повторного использования. Я узнал, что в данный момент ракета проходит необходимые тестирования для определения ее состояния после запуска и посадки. Данная ракета уже не полетит снова, — Илон Маск заявил, что они сохранят ее для собственного музея.

Подобные проекты пытались создать и наши соотечественники. В ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния» разрабатывали «Байкал» (см. приложение 15) — проект многоразового ускорителя первой ступени ракеты-носителя Ангара. Основная идея проекта состояла в том, чтобы выполнивший задачу ракетный ускоритель, отделившись от носителя, автоматически возвращался к месту старта и приземлялся на самолётную взлётно-посадочную полосу как крылатый беспилотный летательный аппарат. Но, к сожалению, наш проект так и остался на стадии разработки. Разработчики показали макет ускорителя в 2001 году, на авиакосмическом салоне «МАКС - 2001».

1.5. Dragon

В 2004 году компания начала разрабатывать корабль Dragon, свой первый полёт он совершил в декабре 2010 года. Полезный объем составляет 11 кубических метров, также он способен перевозить груз в «багажнике», объем которого составляет 14 м 3 (см. приложение 16).

Я выяснил, что уникальность Dragon заключается в возможности возвращать грузы с МКС на Землю и это первый корабль, произведенный частной компанией, который пристыковался к МКС.

Dragon V2 - вторая версия корабля. В нем используется двигатели Super Draco, полностью напечатанные на 3D принтере. Два двигателя объединены в 1 кластер. Всего используется 4 кластера. Используя эти двигателя, корабль будет способен самостоятельно приземляться, не используя парашютов (см. приложение 17).

Я узнал, что в перспективе корабля Dragon — миссия «Mars 2020», в которой марсоход, созданный по аналогу существующего Curiosity , будет собирать в ёмкость образцы марсианского грунта, после чего доставит её к точке взлёта-посадки корабля Dragon, который доставит их на орбиту, а далее на Землю.

Заключение

Изучив информацию о проекте Space X, я выяснил, что перспективой проекта является использование новых двигателей Raptor, о которых пока ничего не известно. Эта ракета будет полностью многоразовой, первая и вторая ступени будут использоваться повторно. А доставлять на орбиту она будет Марсианский Колониальный Транспорт (см. приложение 18), который будет использоваться для доставки на Марс людей — на одном корабле будут помещаться около ста человек. На основании всех приведенных материалов я пришел к выводу, что в будущем можно будет использовать проект SpaceX для аэрокосмического транспорта.

Список использованной литературы и источников

1. Эшли Вэнс — Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее. (Издательство: Олимп-Бизнес; 2015 г.; ISBN 978-5-9693-0307-2, 978-0-06-230123-9, 978-59693-0330-0);

2. В.А. Афанасьев — Экспериментальная отработка космических летательных аппаратов (Издательство: М.: Изд-во МАИ.; 1994 г.; ISBN: 5-7035-0318-3);

3. В. Максимовский — «Ангара-Байкал. О разгонном ракетном модуле многоразового использования »;

4. Официальный сайт SpaceX — ссылка ;

5. Официальный YouTube-канал SpaceX — ссылка ;

6. Материал из Википедии — ссылка .

Приложение

Приложение 1. Falcon 1.

Приложение 2. Эволюционный путь РН Falcon.

Приложение 3. Схема расположения двигателей Falcon9 v1.0 (слева) и v1.1 (справа).

Приложение 4. Falcon 9 версии 1.0 и 1.1.

Приложение 5. Расположение двигателей в версии 1.1.

Приложение 6. Falcon 9. трех типов: с космическим кораблем Dragon 1, космическим кораблем Dragon 2 и с обтекателем ПН.

Приложение 7. Falcon Heavy.

Приложение 8. Эволюция ракетоносителей компании SpaceX.

Приложение 9. Двигатель Merlin.

Приложение 10. Сравнение тяги двигателей Merlin 1, Vulcain, RS-25 и РД-108.

Приложение 11. Тяговооруженность Merlin 1D.

Приложение 12. Merlin 1D Vacuum.

Приложение 13.

Приложение 13.1.

Приложение 14. Схема полета и посадки ракеты.

Приложение 15 . МРУ "Ангара-Байкал"

Приложение 16. Космический корабль Dragon V1.

Приложение 17. Космический корабль Dragon V2.

Приложение 18. Арт-концепт Big Falcon Rocket.

Введение
1. Историческое исследование вопроса
2. Перспективные двигатели будущего
3. Перспективность частных компаний в аэрокосмическом направлении
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Благодаря развитию технологий в мире жизнь начала мчатся ускоренными темпами. Сейчас технологии сильно развились - даже вычислительные машины нашего времени в сравнении с машинами 20-30 летней давности стали настолько мощнее что даже не верится. За относительно короткое время технологии развились до уровня, который мы даже не представляли.

Благодаря развитию информационных и других технологий в других направлениях тоже произошли большие изменения. Например, авиация, если посмотреть - какая она была раньше и сейчас - это большая разница, она стала сложнее, мощнее, более безопасная для перелетов.

В наше время развиваются технологии в сторону аэрокосмического транспорта. Говоря про аэрокосмический транспорт, я представляю, что мы в скором времени уже начнем вплотную изучать космическое пространство полетами на большие космические дистанции.

Целью работы является рассмотрение вопроса - какое будущее у аэрокосмического транспорта?
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:

  • выполнить историческое исследование вопроса;
  • рассмотреть перспективные двигатели будущего;
  • изучить перспективность частных компаний в аэрокосмическом направлении.

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА

Впервые в реальность полёта к дальним мирам прогрессивное человечество поверило в конце 19 века. Именно тогда стало понятно, что, если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите.

4 октября 1957 года началась новая, а точнее первая, эра в освоении космоса - запуск первого искусственного спутника Земли «Спутник-1» (рис 3), с помощью ракеты Р-7 (рис 1,2), спроектированной под руководством Сергея Королёва. Первый спутник был микроскопическим, чуть более полуметра в диаметре и весил всего 83 кг. Полный виток вокруг Земли он совершал за 96 минут.

Всего через месяц после запуска «Спутника-1» на борту второго искусственного спутника Земли на орбиту отправилось первое животное - собака Лайка (рис 4). Цель у неё была - проверить выживаемость живых существ в условиях космического полёта. Запуск и вывод спутника на орбиту прошли успешно, но после четырёх витков вокруг Земли из-за ошибки в расчётах температура внутри аппарата чрезмерно поднялась, и Лайка погибла. Сам же спутник вращался в космосе ещё 5 месяцев, а затем потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы.

Лайка - первое животное выведенное на орбиту Земли (рис 4)

Первыми лохматыми космонавтами, по возвращении приветствовавшими своих «отправителей» радостным лаем, стали Белка и Стрелка (рис 5), отправившиеся покорять небесные просторы на пятом спутнике в августе 1960 г. Их полёт длился чуть более суток, и за это время собаки успели облететь планету 17 раз. По итогам запуска также был доработан и окончательно утверждён сам космический корабль - всего через 8 месяцев в аналогичном аппарате в космос отправится первый человек.

Белка и Стрелка (рис 5)

День 12 апреля 1961 г. первый человек покоривший космос - Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1». Нужно отметить, что условия полёта были далеки от тех, что предлагаются ныне космическим туристам: Гагарин испытывал восьми-десятикратные перегрузки, был период, когда корабль буквально кувыркался, а за иллюминаторами горела обшивка и плавился металл.

Юрий Гагарин (рис 6)

Вслед за полётом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой: был совершён первый в мире групповой космический полёт (рис 8), затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963 г) (рис 7), состоялся полёт первого многоместного космического корабля, Алексей Леонов (рис 10) стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г). Наконец, 21 июля 1969 г состоялась первая высадка человека на Луну (рис 9)

Первое определение авиационно-космической техники появилось в 1958 году. Определение объединяло атмосферу Земли и космическое пространство в единую сферу и объединила в себя оба термина: самолеты (аэро) и космические аппараты (космос). В ответ на первый запуск СССР первого спутника Земли в космос 4 октября 1957 года, инженеры аэрокосмической отрасли США запустили первый американский спутник 31 января 1958 года.

Для удобства космические корабли (КК) разделяют на 3 поколения

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Первое поколение следует считать советский «Восток» и американский «Меркурий». Они должны были решить только одну задачу: доказать, что человека можно вывести на околоземную орбиту, что в космосе можно жить, и можно вернутся на Землю живым и здоровым.

КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ «ВОСТОК»

Трехступенчатая ракета-носитель состоит из четырех боковых блоков (I ступень), расположенных вокруг центрального блока (II ступень). Над центральным блоком помещена III ступень ракеты. На каждом из блоков I ступени был установлен четырех-камерный жидкостно-реактивный двигатель РД-107, а на II ступени — четырехкамерный реактивный двигатель РД-108. На III ступени был установлен однокамерный жидкостно-реактивный двигатель с четырьмя рулевыми соплами.

Ракета-носитель «Восток»
1 — головной обтекатель;
2 — полезный груз;
3 — кислородный бак;
4 — экран; 5 — керосиновый бак;
6 — управляющее сопло;
7 — жидкостный ракетный двигатель (ЖРД);
8 — переходная ферма;
9 — отражатель;
10 — приборный отсек центрального блока;
11 и 12 — варианты головного блока
(с АМС «Луна-1» и с АМС «Луна-3» соответственно).

Корабль «Восток» состоял из соединенных вместе спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. Масса корабля около 5 т.
Спускаемый аппарат (кабина экипажа) был выполнен в виде шара диаметром 2,3 м. В спускаемом аппарате было установлено кресло космонавта, приборы управления, система жизнеобеспечения. Кресло располагалось таким образом, чтобы возникающая при взлете и посадке перегрузка оказывала на космонавта наименьшее действие.

Капсула после приземления (рис 14)

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Главная задача второго поколения - отработка систем для кораблей следующих поколений.
На «Восходе» была отработана система посадки. Отказ от системы катапультирования позволил без большой переработки корабля увеличить его вместительность.

КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ «ВОСХОД»

Космический корабль «Восход-2» (рис 15)

Расширяются задачи космических полетов и соответственно совершенствуются космические корабли. 12 октября 1964 г. сразу три человека поднялись в космос на корабле «Восход»: В. М. Комаров (командир корабля), К. П. Феоктистов (ныне доктор физико-математических наук) и Б. Б. Егоров (врач).

Космический корабль «Восход-1» (рис 16)

Новый корабль существенно отличался от кораблей серии «Восток». Он вмещал трех космонавтов, имел систему мягкой посадки. «Восход-2» имел шлюзовую камеру для выхода из корабля в открытый космос.
Полет корабля «Восход-2» состоялся 18 марта 1965 г. После выхода космического корабля на орбиту была раскрыта шлюзовая камера. Шлюзовая камера развернулась с наружной стороны кабины, образовав цилиндр, в котором мог разместиться человек в скафандре.

Космический корабль «Восход-2» и схема шлюзования на корабле

1,4,9, 11 — антенны;

2 — телевизионная камера;

3 — баллоны со сжатым воздухом и кислородом;

5 — телевизионная камера;

6 — шлюз до наполнения;

7 — спускаемый аппарат;

8 — агрегатный отсек;

10 — двигатель системы торможения;

А — наполнение шлюза воздухом;

Б — выход космонавта в шлюз (люк открыт);

В — выпуск воздуха из шлюза наружу (люк закрыт);

Г — выход космонавта в космос при открытом наружном люке;

Д — отделение шлюза от кабины.

ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ

КК «Союз» и «Аполлон» - данные корабли предназначались для полёта на Луну и соответственно могли войти в атмосферу земли со второй космической скоростью.

КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ «СОЮЗ»

Космический корабль «Союз» (рис 17)

Корабль «Союз» состоит из орбитального отсека, спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека.
В кабине спускаемого аппарата расположены кресла космонавтов. Форма кресла позволяет легче переносить перегрузки, возникающие при взлете и посадке. Специальный амортизатор смягчает удары, возникающие при посадке.
На «Союзе» имеются две автономно действующие системы жизнеобеспечения: система жизнеобеспечения кабины и система жизнеобеспечения скафандра.

Ракета-носитель «Союз»

Стартовая масса, т - 300
Масса полезного груза, кг
«Союз» - 6800
«Прогресс» - 7020
Тяга двигателей, кН
I ступени - 4000
II ступени - 940
III ступени - 294
Максимальная скорость, м/с 8000

1— система аварийного спасения (САС);
2 —пороховые ускорители;
3 — корабль «Союз»;
4 — стабилизирующие щитки;
5 и 6 — топливные баки III ступени;
7 — двигатель III ступени;
8 — ферма между II и III ступенями;
9 — бак с окислителем I ступени;
10 — бак с окислителем I ступени;
11 и 12—баки с горючим I ступени;
13 — бак с жидким азотом;
14 — двигатель I ступени;
15 — двигатель II ступени;
16 — камера управления;
7 — воздушный руль.

Ракета-носитель «Союз» (рис 18)

Космический корабль «Союз Т» создан на базе корабля «Союз». «Союз Т-2» впервые выведен на орбиту в июне 1980 г. Новый корабль создан с учетом опыта разработки и эксплуатации КК «Союз». Стартовая масса корабля 6850 кг. Расчетная продолжительность автономного полета 4 суток, в составе орбитального комплекса 120 суток.

Варианты головного блока (рис 19)

I — с кораблем «Восход-2»;

II—с кораблем «Союз-5»;

III — с кораблем «Союз-12»;

IV — с кораблем «Союз-19»

ОТВЕТВЛЕНИЕ: ГРУЗОВЫЕ КОРАБЛИ

При разработке орбитальных станций второго поколения (станции рассчитаны на пополнение расходных материалов во время полёта) встал вопрос о доставке на орбитальные станций грузов. Для этого у нас был разработан корабль «Прогресс»

ГРУЗОВОЙ КОРАБЛЬ «ПРОГРЕСС»

Стыковка грузового корабля «Прогресс М-27М» с МКС (рис 19)

«Прогресс» — серия транспортных беспилотных грузовых космических кораблей (ТГК), выводимых на орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз». Разработана в СССР для снабжения орбитальных станций.
Разработка нового корабля на базе космического корабля «Союз» под кодом 7К-ТГ была начата в 1973 году. Первый «Прогресс» вышел на орбиту 20 января 1978 года.

Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Прогресс» с 1970-х и по настоящее время является Ракетно-космическая корпорация «Энергия».

Транспортный грузовой корабль «Прогресс М1-10» (рис 20)

Первый грузовой корабль «Прогресс-1» был запущен к орбитальной станции «Салют-6» 20 января 1978 года. Контролировали ход операции Центр управления полётом и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции «Салют-6». 22 января в автоматическом режиме корабль был состыкован со станцией.

ОТВЕТВЛЕНИЕ: МНОГОРАЗОВЫЕ ЧЕЛНОКИ

Этот тип кораблей выделю в ответвление. Так как они являются альтернативой орбитальным станциям.

«КОСМИЧЕСКИЙ ЧЕЛНОК»

Космический челнок — многоразовый транспортный космический корабль. Подразумевалось, что шаттлы будут «сновать, как челноки» между околоземной орбитой и Землёй, доставляя полезные грузы в обоих направлениях.

Космический челнок после посадки (рис 21)

Программа по созданию космических челноков разрабатывалась компанией North American Rockwell и группой ассоциированных подрядчиков по поручению НАСА с 1971 года. Разработка и опытно-конструкторские работы велись в рамках совместной программы НАСА и ВВС. Всего было построено пять шаттлов (два из них погибли в катастрофах) и один прототип. Полеты в космос осуществлялись с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года.

Космический челнок при запуске (рис 22)

В 1985 году НАСА планировало, что к 1990 году будет совершаться по 24 старта в год, и каждый из кораблей совершит до 100 полётов в космос. На практике же они использовались значительно меньше — за 30 лет эксплуатации было произведено 135 пусков (в том числе две катастрофы).

Взлет челнока к МКС

30 октября 1968 года два головных центра NASA обратились к американским космическим компаниям с предложением исследовать возможность создания многоразовой космической системы, что должно было снизить затраты космического агентства при условии интенсивного использования.

Космический челнок «Буран» (рис 23)

Было решено настаивать на создании шаттла, но подать его не как транспортный корабль для сборки и обслуживания космической станции, а как систему, способную приносить прибыль и окупить инвестиции за счёт выведения на орбиту спутников на коммерческой основе.

2. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО

Современные ракетные двигатели неплохо справляются с задачей выведения техники на орбиту, но совершенно непригодны для длительных космических путешествий. Поэтому уже не первый десяток лет ученые работают над созданием альтернативных космических двигателей, которые могли бы разгонять корабли до рекордных скоростей. Рассмотрим основные идеи двигателей из этой области.

EmDrive

Двигатель EmDrive (рис 24)

EmDrive (Electro Magnetic Drive, электромагнитный двигатель) использует электромагнитные микроволновые полости для прямого преобразования энергии в тягу без необходимости использовать топливо. Конструкция представляет собой по форме металлическое ведро, запаянное с обоих концов. Внутри этого ведра расположен магнетрон, излучающий электромагнитные волны.

Схема работы двигателя EmDrive (рис 25)

Впервые предложенный британской исследовательской компанией концепт EmDrive был отвержен большей частью научного сообщества как нарушающий законы физики, в том числе и закон сохранения импульса.

Уайт предположил, что тяга EmDrive порождается виртуальными частицами в квантовом вакууме, которые ведут себя как ионы топлива в магнито-гидродинамических двигательных системах, добывающих «топливо» из самой ткани пространства-времени и устраняющих необходимость использования топлива. Хотя многие ученые раскритиковали теоретическую модель Уайта, другие считают, что он хотя бы указывает в правильном

Физика — экспериментальная наука, и тот факт, что EmDrive работает, подтвержден в лаборатории, но природа наблюдаемой тяги по-прежнему остается неясной.

Испытание двигателя EmDrive

Учитывая плюсы EM Drive, нетрудно понять, почему люди хотят видеть его в работе. Теоретически он мог бы вырабатывать достаточно тяги, чтобы долететь до Луны за четыре часа, до Марса — за 70 дней, до Плутона — за 18 месяцев, и все это без капли топлива. К сожалению, эта двигательная установка основана на принципах, нарушающих закон сохранения импульса.

В докладе также признается необходимость дальнейшего тестирования, чтобы исключить другие возможные причины. И если удастся исключить также внешние причины, будущие испытания поставят задачу повысить производительность EM Drive.

Градиент распространения температур на поверхности (рис 26)

Вдобавок ко всему этому, IB Times отмечает, что в посте доктора были информация из выдержки из статьи:
«Данные в ходе испытаний передней, обратной и нулевой тяги в режиме TM212 при менее 8106 мм рт. ст. показали, что система последовательно демонстрирует тягу с коэффициентом мощности в 1,2 +/- 0,1 мН/кВт».

Солнечный парус

Солнечный парус (рис 27)

Планетарное общество запустило проект под названием «Световой парус» (LightSail) для изучения возможности разработки космического аппарата, работающего полностью на солнечной энергии и ускоряемый исключительно солнечным светом.

Проблема, однако, в том, что давление света крайне мало и уменьшается с увеличением расстояния от источника. Поэтому, чтобы быть эффективным, такой парус должен иметь очень малый вес и очень большую площадь.

После нескольких неудачных попыток программы LightSail 1 в 2015 году все же удалось успешно завершить пробный запуск и раскрытие солнечного паруса. Новый вариант солнечного паруса, LightSail 2, планируется вывести на орбиту Земли с помощью ракеты SpaceX Falcon Heavy в 2018 году.


Электрический парус

Солнце излучает не только фотоны, но также и электрически заряженные частицы вещества: электроны, протоны и ионы. Все они формируют так называемый солнечный ветер, ежесекундно уносящий с поверхности светила около одного миллиона тонн вещества.
Солнечный ветер распространяется на миллиарды километров и ответственен за некоторые природные явления на нашей планете.
Солнечный ветер, как и ветер воздушный, вполне пригоден для путешествий, надо лишь заставить его дуть в паруса. Проект электрического паруса, созданный в 2006 году финским ученым Пеккой Янхуненом. Этот двигатель состоит из нескольких длинных тонких тросов, похожих на спицы колеса без обода..

Принцип действия электрического паруса (рис 28)

Принцип, на котором работает HERTS, — это обмен импульсов между массивом длинных проводов под напряжением и протонами солнечного ветра, которые радиально текут от Солнца на скорости от 300 до 700 км/с. Высоковольтные положительно заряженные провода, ориентированные на поток солнечного ветра, отражают текущие протоны, в результате чего возникает реактивная сила в проводах — направленная также радиально от Солнца. За месяцы эта небольшая сила разгонит космический аппарат до гигантских скоростей — порядка 100-150 км/с (от 20 до 30 а. е. в год).

Ионный двигатель

Ионный двигатель (рис 29)

Поток заряженных частиц вещества, то есть ионов, излучают не только звезды. Ионизированный газ можно создать и искусственно. В обычном состоянии частицы газа электрически нейтральны, но, когда его атомы или молекулы теряют электроны, они превращаются в ионы. В общей своей массе такой газ все еще не имеет электрического заряда, но его отдельные частицы становятся заряженными, а значит, могут двигаться в магнитном поле.

В ионном двигателе инертный газ ионизируется с помощью потока высокоэнергетических электронов. Они выбивают электроны из атомов, и те приобретают положительный заряд. Далее получившиеся ионы ускоряются в электростатическом поле до скоростей порядка 200 км/с, что в 50 раз больше, чем скорость истекания газа из химических реактивных двигателей. Тем не менее современные ионные двигатели обладают очень маленькой тягой - около 50-100 миллиньютонов. Такой двигатель не смог бы даже сдвинуться со стола. Но у него есть серьезный плюс.

Большой удельный импульс позволяет значительно сократить расходы топлива в двигателе. Для ионизации газа используется энергия, полученная от солнечных батарей, поэтому ионный двигатель способен работать очень долго - до трех лет без перерыва. За такой срок он успеет разогнать космический аппарат до скоростей, которые химическим двигателям и не снились.

Ионные двигатели уже не раз бороздили просторы Солнечной системы в составе различных миссий, но обычно в качестве вспомогательных, а не основных.

Недавние испытания ускорителя X3 (разновидность двигателя Холла) показали, что установка способна работать при мощности более 100 кВт и генерировать 5,4 ньютона силы, что на данный момент стало высшим показателем эффективности для любого ионного плазменного двигателя.

Термоядерный двигатель

Термоядерный двигатель (рис 30)

Укротить энергию термоядерного синтеза люди пытаются с середины ХХ века, но пока что сделать это так и не удалось. Тем не менее управляемый термоядерный синтез все равно очень привлекателен, ведь это источник громадной энергии, получаемой из весьма дешевого топлива - изотопов гелия и водорода.

Термоядерный синтез происходит, когда два атома водорода сталкиваются и создают больший атом гелия-4, который испускает энергию в процессе этого.

Синтез может происходить только в условиях крайне горячей среды, температура которой измеряется миллионами градусов. Звезды, состоящие из плазмы, представляют собой единственные природные объекты, достаточно горячие для создания реакции термоядерного синтеза. Плазма, которую часто называют четвертым состоянием вещества, представляет собой ионизированный газ, состоящий из атомов, лишенных некоторой части электронов. Реакция синтеза отвечает за создание 85 % энергии Солнца.

Высокий уровень тепла, необходимый для создания этого типа плазмы, приводит к тому, что ее нельзя заключить в контейнер из любого, известного нам вещества. Тем не менее, плазма хорошо проводит электричество, что позволяет удерживать, управлять и ускорять ее с помощью магнитного поля.

Двигатель на синтезе может обладать удельным импульсом в 300 раз большим, чем обычные химические двигатели. Обычный химический ракетный двигатель обладает импульсом примерно 1300 секунд, что означает следующее: двигатель выдает 1 килограмм тяги на 1 килограмм топлива за 1300 секунд. Ракета на синтезе может обладать импульсом в 500 000 секунд.

В настоящий момент существует несколько проектов конструкции реактивного двигателя на энергии термоядерного синтеза. Термоядерный реактор в таком двигателе будет представлять собой негерметичную цилиндрическую камеру размером 100-300 метров в длину и 1-3 метра в диаметре. В камеру должно подаваться топливо в виде высокотемпературной плазмы, которая при достаточном давлении вступает в реакцию ядерного синтеза. Располагающиеся вокруг камеры катушки магнитной системы должны удерживать эту плазму от контакта с оборудованием.

Зона термоядерной реакции располагается вдоль оси такого цилиндра. С помощью магнитных полей экстремально горячая плазма проистекает через сопло реактора, создавая огромную тягу, во много раз большую, чем у химических двигателей.

Двигатель на антиматерии

Все окружающее нас вещество состоит из фермионов - элементарных частиц с полуцелым спином. Это, к примеру, кварки, из которых состоят протоны и нейтроны в атомных ядрах, а также электроны. При этом у каждого фермиона есть своя античастица. Для электрона таковой выступает позитрон, для кварка - антикварк.

Античастицы имеют ту же массу и тот же спин, что и их обычные "товарищи", отличаясь знаком всех остальных квантовых параметров. Теоретически античастицы способны составлять антивещество, но до сих пор нигде во Вселенной антивещество зарегистрировано не было. Для фундаментальной науки является большим вопросом, почему его нет.
Но в лабораторных условиях можно получить некоторое количество антивещества. К примеру, недавно был проведен эксперимент по сравнению свойств протонов и антипротонов, которые хранились в магнитной ловушке.

При встрече антивещества и обычного вещества происходит процесс взаимной аннигиляции, сопровождаемый выплеском колоссальной энергии. Соответственно, возникает желание использовать эту энергию для космических перемещений путем создания фотонного двигателя, похожего на солнечный парус, только в данном случае свет будет генерироваться внутренним источником.

3. ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ

В АЭРОКОСМИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

В последние годы государственные космические агентства разных стран утратили монополию за полеты за пределы Земли. Все чаще происходят успешные запуски частных летательных аппаратов, отправляющихся на орбиту или в суборбитальное пространство. Об перспективности частных компаний я бы хотел рассказать на примере SpaceX.

SpaceX

SpaceX - компания начавшая свою деятельность в 2002 году, основатель Илон Маск. Основной целью SpaceX которой является сократить расходы на полёты в космос и открывая путь к колонизации Марса.

Компания разработала ракеты-носители Falcon 1 и Falcon 9, с самого начала преследуя цель сделать их многоразовыми, и космический корабль Dragon (выводимый на орбиту теми же Falcon 9), предназначенный для пополнения запасов на Международной космической станции. Пассажирская версия корабля Dragon V2 для транспортировки астронавтов на МКС находится в финальной фазе разработки.

SpaceX успешно разработала и запустила в космос ракету-носитель легкого класса Falcon 1 и среднего класса Falcon 9; ракета-носитель тяжёлого класса Falcon Heavy находится в разработке, первый запуск планируется в январе 2018 года.

Falcon 1

Falcon 1 (рис 31)

Первый старт ракеты-носителя от SpaceX произошел 24 марта 2006 года. Космический аппарат Falcon 1 имел в длину 21,7 метра, а также стартовый вес в 38555 килограммов, из которых 670 кг приходилось за полезную нагрузку. Однако запуск окончился провалом еще на этапе работы первой ступени.

Также неудачными для SpaceX оказались второй и третий старты ракеты Falcon 1. Причем, в последнем случае космический аппарат уже нес в себе полезную нагрузку: один американский военный спутник, два малазийских коммерческих микроспутника, а также прах умерших для захоронения в Космосе.

Инвесторы, которые присматривались к амбициозной компании, теряли к ней интерес, а личные средства Илона Маска стремительно заканчивались.

И тогда Маск решил пойти ва-банк. Буквально через два месяца после третьего падения Falcon 1, 28 сентября 2008 года был осуществлен четвертый старт ракеты, который оказался удачным. При этом сам директор SpaceX утверждает, что в случае провала этого запуска, компания перестала бы существовать.

Запуск ракета-носителя Falcon 1

Falcon 9

Ракета-носитель Falcon 9 (рис 32)

Впервые эта ракета-носитель отправилась на орбиту 4 июня 2010 года. На данный момент, осуществлено 18 запусков Falcon 9, все - успешные.

Falcon 9 — семейство одноразовых и частично многоразовых ракет-носителей тяжёлого класса серии Falcon американской компании SpaceX. Falcon 9 состоит из двух ступеней и использует в качестве компонентов топлива керосин марки RP-1 (горючее) и жидкий кислород (окислитель). Цифра «9» в названии обозначает количество жидкостных ракетных двигателей Merlin, установленных на первой ступени ракеты-носителя.

Ракета-носитель с момента первого запуска прошла через две существенные модификации.

Falcon 9 v1.0, запускалась пять раз с 2010 по 2013 год,
Falcon 9 v1.1, пришла ей на смену выполнившая 15 запусков; использование её было завершено в январе 2016 года.
Falcon 9 Full Thrust (FT), последняя версия, впервые запущенная в декабре 2015 года, использует сверхохлаждённые компоненты топлива и максимальную тягу двигателей для увеличения производительности ракеты-носителя на 30 %.

Falcon 9 v1.1 (рис 33)

Первая ступень Falcon 9 может быть повторно использована, на неё установлено оборудование для её возврата и вертикального приземления на посадочную площадку или плавающую платформу autonomous spaceport drone ship. И если первые старты ракеты Falcon 9 не подразумевали ее многоразового действия, то сейчас компания SpaceX постепенно начала отработку технологии многократного использования первой ступени ракеты. А ведь именно эта ее часть является самой дорогой статьей расхода при космических пусках.

Запуск ракета-носителя и приземление первой ступени Falcon 9

22 декабря 2015 года, после запуска на орбиту 11 спутников Orbcomm-G2, первая ступень ракеты-носителя Falcon 9 FT впервые успешно приземлилась на площадку Посадочной зоны.

8 апреля 2016 года, в рамках миссии SpaceX CRS-8, первая ступень ракеты Falcon 9 FT впервые в истории ракетостроения успешно приземлилась на морскую платформу «Of Course I Still Love You».
30 марта 2017 года, та же ступень, после технического обслуживания, была запущена повторно в рамках миссии SES-10 и снова успешно приземлилась на морскую платформу.

Falcon 9 используется для запусков геостационарных коммерческих спутников связи, научно-исследовательских космических аппаратов, грузового космического корабля Dragon в рамках программы Commercial Resupply Services по снабжению Международной космической станции, а также будет использоваться для запуска его пилотируемой версии Dragon V2.

Falcon Heavy

Falcon Heavy (рис 34)

Сейчас компания SpaceX ведет разработку космического аппарата Falcon Heavy, который станет самой мощной в истории ракетой-носителем. При стартовой массе в 1463 тонны она сможет нести до 53 т полезной нагрузки. Ожидается, что при помощи именно этих ракет компания SpaceX будет осуществлять свои миссии на Марс.

По состоянию на 2017 год ракета Falcon Heavy компании SpaceXявляется самой мощной ракетой в мире, которая способна выводить в космос как минимум в два раза больше полезной нагрузки чем любое действующее средство выведения космического назначения. Ракета была специально разработана для возобновления пилотируемых полетов на Луну, а также выполнить первые полеты к Марсу.

Эта ракета способна выводить на орбиту более 54 метрических тонн (119 000 фунтов), что в массовом эквиваленте можно прировнять к 737-му авиалайнеру Boeing с пассажирами, экипажем, багажом и топливом. На геопереходную орбиту Falcon Heavy будет способен выводить до 22,2 метрических тонн, а к Марсу будет способна отправлять отправить около 13,6 тонн.
Falcon Heavy может поднять более чем в два раза больше полезной нагрузки чем самая мощная действующая ракета-носитель Delta IV Heavy компании United Launch Alliance (ULA).

Запуск ракета-носителя и приземление его ступеней

Первая ступень вместе с ускорителями образует мощную связку с 27 ракетных двигателей, которые вместе генерируют более 5 миллионов фунтов тяги при старте, что можно прировнять примерно с восемнадцатью самолетами Boeing 747.
В верхней части первой ступени находится специальная промежуточная структура (interstage), которая вмещает двигатели второй ступени и специальное оборудование расстыковки.

Первая ступень ракеты Falcon Heavy оснащена системой многоразового использования для контролируемого возвращения и посадки первой ступени и ее боковых ускорителей в три разных посадочных места.

Учитывая тот факт, что для возврата первой ступени на посадочную площадку придется снизить массу выводимой полезной нагрузки, в связи с этим скорей всего почти все ее посадки будут выполняться на плавающую платформу autonomous spaceport drone ship. А вот боковые ускорители напротив будут возвращаться к месту старту на посадочные площадки.

Вторая ступень точно такая же, как и у РН Falcon 9. Она оснащена одним двигателем Merlin 1D Vacuum, который рассчитан на то, чтобы гореть около шести минут и производимой тягой 934 кН, может быть выключен и перезапущен несколько раз по мере необходимости для доставки различных полезных нагрузок на разные орбиты.

Dragon

Челнок Dragon (рис 35)

Dragon — частный многоразовый транспортный космический корабль компании SpaceX, разработанный по заказу NASA в рамках программы Commercial Orbital Transportation Services (COTS), предназначенный для доставки и возвращения полезного груза и, в перспективе, людей на Международную космическую станцию. Он может доставлять на орбиту до 3310 килограммов полезного груза и забирать оттуда до 2500 кг.

Необходимость в новых грузовых кораблях возникла у США по причине прекращения полётов Шаттлов.

На 2017 год, и начиная с 2012 года, Dragon является единственным в мире действующим грузовым космическим кораблем, способным возвращаться на Землю.

SpaceX начала разработку космического корабля Dragon в конце 2004 года.

Корабль Dragon стал первым частным космическим кораблём, пристыкованным к Международной космической станции

Согласно контракту, заключенному между NASA и «SpaceX» по программе Commercial Resupply Services, последняя должна была осуществить 12 штатных миссий на МКС, но в марте 2015 года NASA приняла решение продлить контракт ещё на три миссии в 2017 году. Сумма контракта с NASA около 1,6 млрд долларов (увеличилась до около 2 млрд после продления).

Dragon V2

Dragon V2 (рис 36)

Dragon V2 — это новая, усовершенствованная версия космического челнока Dragon от SpaceX, разработанный по заказу НАСА в рамках программы Commercial Crew Development (CCDev), предназначенный для доставки людей на Международную космическую станцию и возвращения их на Землю. Будет выводиться на орбиту ракетой-носителем Falcon 9 со стартового комплекса LC-39A в Космическом центре Кеннеди. Пассажирская версия космического корабля Dragon была представлена 30 мая 2014 года Илоном Маском.

Dragon V2 изнутри (рис 37)

Dragon V2 представляет собой усовершенствованную пилотируемую версию многоразового аппарата Dragon, которая позволит экипажу добираться до МКС и возвращаться на Землю с полным управлением приземлением. В капсуле Dragon V2 одновременно смогут находиться до семи астронавтов. В отличие от грузовой версии, он будет стыковаться с МКС самостоятельно, без использования манипулятора станции. Стоимость полёта в расчёте на одного космонавта будет составлять 20 млн долларов.

Анимация полета Dragon V2

Первоначально в мае 2014 года предполагалась управляемая посадка на двигателях (парашютная схема в качестве резерва), опоры для мягкой посадки. По словам разработчиков, благодаря двигателям SuperDraco аппарат способен приземляться практически в любом месте с точностью вертолёта, а возможность управляемой посадки сохраняется при отказе 2 из 8 двигателей. В случае отказа двигателей посадка выполняется на парашютах. SuperDraco являются первыми двигателями в космической промышленности, изготовление которых возможно по технологии 3D-печати. В дальнейшем было принято решение, что в первых полётах корабль будет приземляться в океан при помощи парашютов, а посадка на землю при помощи двигателей будет использоваться в будущих полётах после завершения процесса сертификации.

Космический челнок Dragon V2 был официально представлен весной 2014 года. На данный момент идут его технические тесты и запуски, однако не в полноценном режиме.

Тесты Dragon V2

Продолжением линейки Dragon может в скором будущем стать космический челнок Red Dragon. Он будет создан непосредственно для Марсианской миссии. Однако подробности этого проекта широкой общественности пока что неизвестны.

Big Falcon Rocket

Big Falcon Rocket (рис 38)

Big Falcon Rocket — так называется универсальная транспортная система, состоящая из многоразовой сверхтяжёлой ракеты и корабля, способного вместить до ста человек. По словам Маска, такую связку можно будет использовать не только для марсианских и лунных миссий, но и для доставки грузов на МКС. А ещё с помощью BFR можно будет доставлять людей из одной точки земного шара в другую
будет способна вывести на низкую опорную орбиту до 150 тонн полезного груза.

Big Falcon Rocket в космосе (рис 39)

Первую ступень носителя собираются оснастить 31 двигателем Raptor. По словам главы SpaceX, в будущем BFR может заменить все существующие ракеты, производимые компанией, так как станет универсальным средством для перевозки грузов и космонавтов. Внутри BFR будет 825 кубических метров свободного пространства, разделённого на 40 кабин и зоны общего пользования. В длину корабль будет около 48 метров, а его вес составит почти 85 тонн. Первые два беспилотных полёта BFR на Марс планируется осуществить уже к 2022 году, а спустя ещё два года в SpaceX собираются отправить на Красную планету людей.

Анимация полета Big Falcon Rocket

Строение Big Falcon Rocket (рис 40)

Ракета BFR очень большая и если ее просто поставить в городе, то будет примерно вот это

Со постановление размеров Big Falcon Rocket (рис 41)

Будучи 130 метров в высоту, это по сути 40-этажный небоскреб. Будучи 13 метров в диаметре, она будет также в три раза тяжелее и мощнее с точки зрения тяги гигантской Saturn V — ракеты миссии «Аполлон» — которая пока что остается самой большой ракетой, построенной людьми.

Вот так она выглядит рядом с другими ракетами:

Со постановление Big Falcon Rocket с другими ракетами (рис 42)

Разница становится еще более разительной, если сравнивать ее с ракетами с позиции массы полезного груза (грузоподъемности груза и людей), которую они могут выводить на орбиту.

Со постановление Big Falcon Rocket с другими ракетами с позиции массы полезного груза (рис 42)

Один двигатель «Раптор» выдает 310 тонн тяги, а у BFR их 42 что в сумме выходит 13 033 тонны тяги.

Ракетные двигатели

С момента основания SpaceX в 2002, компания разработала несколько ракетных двигателей:

  • Kestrel — для второй ступени Falcon 1,
  • Merlin — для первой ступени Falcon 1 и обеих ступеней Falcon 9 и Falcon Heavy,
  • Draco — маневровые двигатели для корабля Dragon и второй ступени Falcon 9 v1.0,
  • SuperDraco — для системы аварийного спасения и управляемой посадки корабля Dragon V2.
  • Также в стадии разработки находится двигатель Raptor, который будет использоваться для будущих полётов на Марс.

Технология посадки на плавучую платформу

Первая ступень ракета-носителя Falcon 9 (рис 47)

Для снижения себестоимости запусков SpaceX использует управляемую посадку первой ступени ракеты-носителя на плавучую платформу — Autonomous spaceport drone ship.
На платформе нет экипажа, она функционирует полностью в автономном режиме, также может управляться дистанционно, с корабля поддержки.
По оценке представителя компании, ожидаемый шанс на успешное возвращение первой ступени составляет 75-80 % для НОО и ГПО 50-60 %.

Схема приземления первой ступени на платформу (рис 48)

Первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на плавучую платформу состоялась в апреле 2016 года в рамках миссии SpaceX CRS-8, через месяц SpaceX сумела повторить этот успех, посадив ступень впервые после запуска на геопереходную орбиту спутника связи JCSAT-14. Профиль возвращения ступени в последней миссии был связан с высокими температурными нагрузками при входе в плотные слои атмосферы, вследствие чего ступень получила наибольшие повреждения по сравнению с двумя вернувшимися ранее. В компании приняли решение использовать эту ступень для проведения интенсивных наземных испытаний, как вернувшуюся в наиболее сложных условиях, в качестве ориентира для других посаженых ступеней. Первую севшую на платформу ступень запустили повторно в конце марта 2017 года.

Успешная посадка 1 ступени Falcon 9 на плавучую платформу

Неудачная посадка 1 ступени Falcon 9 на плавучую платформу

Факторы успеха компании SpaceX

Надо признаться, что нынешние успехи компании SpaceX оказались достаточно непредсказуемыми для мирового технического сообщества. Мало кто верил, что Илон Маск сможет достичь желаемого результата - успешного в техническом и коммерческом плане предприятия по частному освоению Космоса.

Среди основных факторов успеха специалисты выделяют следующие пункты:

1. Частный характер компании SpaceX.
Опыт последнего десятилетия показал, что бизнес практически на всех уровнях является куда более эффективным собственником, чем государственные структуры. Касается это и космической отрасти.

Частная компания SpaceX куда сильнее нацелена на достижение окончательного результата как можно быстрее и дешевле, чем государственное агентство NASA. Последнее многократно критиковалось за раздутые бюджеты, созданные исключительно для их освоения.

2. Низкая себестоимость космических полетов
С самого начала своего существования компания SpaceX планировала использовать многоразовые космические аппараты. Это позволит снизить себестоимость каждого пуска почти в два раза.

Также на себестоимость космических полетов сильно влияет малое количество сотрудников в компании SpaceX. На данный момент, оно исчисляется тремя с половиной тысячами человек. Для сравнения, в NASA числится более 18 тысяч сотрудников.

3. Инновационность
Компания SpaceX видит свой успех в максимальном внедрении инновационных технологий. Частная фирма имеет возможность привлекать к сотрудничеству лучших в мире специалистов в тех или иных сферах деятельности. Работать в фирме Илона Маска - это мечта для миллионов инженеров, программистов и администраторов. Все они нацелены на успех, на максимально стремительное и безграничное развитие.

4. Государственная поддержка
Однако успеха частной компании SpaceX не было бы и без поддержки со стороны государства. К примеру, агентство NASA вложило в проекты этого детища Илона Маска сотни миллионов долларов, называя их оплатой за будущие старты. Это происходило даже в те моменты, когда никто не мог гарантировать успешность инициатив SpaceX.

Заключение

Смотря на перспективные разработки аэрокосмического транспорта в наше время, можно сказать что будущее уже наступило! То о чем люди мечтали многие годы начинают сбываться. Уже через какие то 5-10 лет люди начнут колонизировать марс это стало возможным из за возвращаемых ступеней ракета-носителей что существенно сократит расходы на перевозку и даст путь к колонизации но и не только, это также даст возможность расширению космических станций, уменьшение цены на запуск искусственных спутников и становление доступности полетов обычным людям. Это все очень вдохновляет делать что-либо! Меня вдохновило написать данную статью, которая может разжечь искру в других и вдохновить сделать что-то еще. Для того что бы изменить мир в лучшую сторону нужно всего лишь начать с себя и тогда мир вокруг тебя изменится сам. Смотря на компанию SpaceX и на то что делает Илон Маск какие грандиозные проекты, он воплощает в жизнь можно проверить что возможно все!

Мы уже давно привыкли к наличию остановок общественного транспорта неподалеку от дома, к ежедневному отправлению от ближайшего вокзала десятков поездов, вылету из аэропортов самолетов. Пропади общедоступный транспорт - и привычный нам мир попросту рухнет! Но, привыкнув к удобству, мы начинаем требовать еще большего! Какое развитие нас ожидает?

Шоссе - трубы


Жуткий трафик - одна из ведущих проблем всех мегаполисов. Причиной их нередко является не только плохая организация транспортных развязок и магистралей, но и метеоусловия. Зачем ходить далеко: российские снегопады нередко приводят к коллапсам на дорогах.

Одно их наиболее эффективных решений - сокрытие основной части потоков транспорта под землей. Количество и размеры автомобильных туннелей с годами лишь растет. Но обходятся они дорого, да и ограничены в развитии ландшафтом. Эти проблемы можно решить, заменив тоннели на трубы!

Генри Лью, инженер и строитель из Америки, уже предложил свою разработку трубопровода для транспорта. По нему можно будет пересылать движимые электричеством крупные грузовые контейнеры. Рассматривали его проект для применения в Нью-Йорке, известном своими огромными пробками. Лишь в этом городе перенос грузовых перевозок в трубы сократит движение автомобилей лишь за год на десяток миллиардов миль. В итоге улучшится экологическая обстановка, снизится нагрузка на трассы мегаполиса. Про сохранность и своевременность доставки грузов также не следует забывать.

Перевозить в таких трубопроводах возможно также и людей. Подобную пассажирскую транспортную систему предложил Элон Маск, американский миллионер. В «Гиперпетлю» Маска войдет система трубопроводов, размещенных на эстакадах, диаметр которых превысит пару метров. В них планируется поддерживать низкое давление. В трубах планируется перемещение капсул, парящих чуть выше дна благодаря закачанному туда воздуху. Скорость капсул, благодаря электромагнитному импульсу, может достигать шести сотен километров за полчаса.

Полеты в поезде


Поезда будут развиваться, становясь все более вместительными и скоростными. Уже обсуждают невероятный по размаху проект трассы от Лондона до Пекина, подготовленный китайцами. Суперскоростную дорогу длиной в восемь - девять тысяч километров хотят построить к 2020-му году.

Поезда проедут под Ла-Маншем, далее - через Европу, Россию, Астану, Дальний Восток и Хабаровск. Оттуда - финальный переезд в Пекин. На всю дорогу потребуется пара суток, предел скорости - 320 км/ч. Отметим здесь, что российский «Сапсан» разгоняется лишь до 250 км/ч.

Но и эта скорость - не предел! Поезд «Маглев», названный от словосочетания Magnetic Levitation, запросто достигает скорости движения 581 км/ч. Поддерживаемый магнитным полем в воздухе, он летит над рельсами, а не едет по ним. В настоящее время эти поезда - редкая экзотика. Но в будущем такую технологию можно и развивать.

Автомобиль под водой: нереально, но он есть!


Революцию ждут и в водном транспорте. Эксперты исследуют проекты подводных скоростных аппаратов, а также подводных мотоциклов. Что уж говорить об индивидуальных подводных лодках!

Организованный в Швейцарии проект под названием sQuba создан для разработки оригинального автомобиля, умеющего съезжать в воду прямо с трассы и, двигаясь по волнам, даже погружаться в них! Затем машина может запросто вернуться на сушу, продолжив движение по дороге.

Конструкторы новинки были вдохновлены одной из кинолент о Джеймсе Бонде. Реальный подводный автомобиль, выставлялся в Женевском автосалоне в виде открытого спорткара. Эта модель очень легкая и позволяет экипажу покидать авто в случае опасности.

Движение под водой обеспечивается парой винтов, находящихся под задним бампером, а также - парой поворотных водометов около передних колесных арок. Все это работает при помощи электромоторов. Конечно, придется добавлять в модель водоустойчивый колпак, чтобы водитель и пассажиры не промокали.

Готовы отправляться в космос?


Авиация, не отставая от прочих видов транспорта, активно развивается. Отказавшись от сверхзвуковых лайнеров вроде «Конкорда», она решилась выйти в открытый космос. Британские конструкторы работают над космолетом, или иначе - орбитальным самолетом, под названием «Скайлон».

Он сможет подниматься на гибридном двигателе с аэродрома и достигать гиперзвуковой скорости, она превышает звуковую более, чем в пять раз. Добравшись до высоты в 26 километров, он перейдет на питание кислородом из своих же баков, а затем выйдет в космос. Приземление - подобно приземлению самолета. То есть никаких внешних ускорителей, разгонных ступеней или топливных сбрасываемых баков. На весь рейс понадобится лишь пара двигателей.

Работают пока над беспилотной версией «Скайлона». Такой космический носитель сможет вывести на орбиту 12 тонн груза. Заметим здесь, что «Союз», российская ракета, справляется лишь с семью тоннами. Использовать же космолет, в отличие от ракеты можно и многократно. В итоге стоимость доставок снизится в 15 раз.

Параллельно конструкторы размышляют над пилотируемым вариантом. Изменив конструкцию грузового отсека, создав системы безопасности и сделав иллюминаторы можно перевезти три сотни пассажиров. За четыре часа они обогнут всю планету! Экспериментальную модель запустят уже в 2019-ом году.

Удивительно, но все перечисленные нами виды транспорта футурологи описывали еще на заре двадцатого столетия. Они надеялись, что реализация их не за горами. Со сроками они ошиблись, пока все находится на стадии разработки. Но у нас есть отличная возможность - стать в будущем пассажиром одного из вышеперечисленных чудес техники.

Чуда не произошло, как и в начале третьего тысячелетия, когда мы, по Рэю Брэдбери, должны были колонизировать Марс. Часто говорят о пророчествах научной фантастики, но не нужно забывать и о неудачных прогнозах - катастрофически красивых, но все-таки провалах.

Где же летающие автомобили?

Техника под таким названием есть, но на деле это только гибрид машины с самолетом. И, хотя последние образцы выглядят футуристично , они весьма и весьма затратны и мало похожи на антигравитационный транспорт в «Пятом элементе». Ещё дальше от него другие разработки, схожие по устройству с вертолетом , или вовсе оснащённые парашютом и задним пропеллером . Тут скорее на ум приходит другая фантастика - Карлсон, который живет на крыше. Обаятельно, но инновационностью здесь и не пахнет.

В фильмах и компьютерных играх мелькала и другая версия индивидуального транспорта - реактивный ранец. Его, например, показывали в «Звездных войнах» и «Робокопе». Но и тут до массового употребления дело не дошло, и вряд ли скоро дойдёт - топлива хватает всего на полминуты полёта, причём эти объёмы обходятся в круглую сумму.

Сами мы, видимо, уже настолько не ждём чудес, что радуемся даже такому творению китайского инновационного гения, как «портальный автобус» . Зато он реален, как и монорельс в Москве или японский поезд, развивающий скорость до 603 км/ч .

И всё же, для человеческого воображения границы недопустимы. Научная фантастика прошлого, да и просто фантазии наших предков на тему будущего обрели особое очарование и новое наименование - «ретрофутуризм». Романтическая, восторженная любовь к технологиям и желание предвосхитить будущие открытия - это может сегодня и умилять, и вдохновлять.

Переизобрести колесо

Еще до того, как автомобиль захотели «поднять в воздух», возникали идеи его усовершенствовать. Причём в самом главном - изобрести колесо по-новому! Японский журнал в 1936 году представил концепт авто с шарами вместо обычных шин: по мнению авторов, эта идея обеспечила бы транспорту плавный ход. Не такая уж бессмысленная задумка, по мнению даже современных инженеров. В 2016 году подобную разработку представила американская компания Goodyear , крупнейший производитель шин.

Гигантомания родила другое воображаемое чудо техники - корабль на огромных колесах, который должен был, по мысли изобретателя, бороздить пески Сахары и решить проблему с транспортом в регионе. Борьба с самумами и прочими бедствиями пустынь, включая жару, была предусмотрена конструкцией, и инженер обещал «поездку, которая превратится в приятное путешествие по тем местам, где тысячи поколений боролись тщетно со стихийными силами и гибли в неравной борьбе». Так об этом писал журнал «Вокруг света» в 1927 году . Неизвестно, насколько удачной была идея - до воплощения дело все равно не дошло. Хотя можно предполагать, что на обещанное кондиционирование такой машины, да еще и на преодоление песков зубчатыми колесами уходила бы уйма ресурсов.

Для общественного пользования, правда, предлагались как раз компактные модели. В 1947 году инженер Эдуард Верейкен из Брюсселя запатентовал дицикл - самоходную коляску , состоявшую из двух огромных колес и открытой кабины посередине. Сам изобретатель утверждал, что транспорт может разгоняться до 185 км/ч - но верится в это с трудом. Да и безопасность пассажиров остается под вопросом. Только в шведском аналоге 1999 года за авторством Йонаса Бьеркхольтца были учтены все проблемы конструкции. Но используют его сейчас только для развлечения публики.

Поезда были другой излюбленной темой инженеров и мечтателей. Много надежд возлагали на монорельсы, хотя представляли их довольно необычно - например, так или вот так . Но и обычные поезда видели куда более совершенными в будущем - комфортабельными, просторными, да ещё и с видом на звёзды .

«Корабль пустыни» по версии 1927 года.

Каждому человеку - по вертолету!

Где фантазия разворачивалась на полную - так это летающий транспорт. Воображение наших предков породило и тарелочного вида самолёты , и самолёты с крыльями внизу и турбодвигателями в носовой части , и даже самолёты-подлодки . Всего не упомянешь - вы можете и самостоятельно посмотреть галереи на Reddit или подборки по ключевым словам на Pinterest .

Но что особенно трогает во всех этих проектах, так это вера в общедоступность транспорта будущего. Человек только-только покорил воздух, а американские журналы пишут: «Helicopters for Everybody!» («Вертолеты в каждый дом!»). И среди всех этих вырезок из прессы почти вековой давности можно увидеть рисунки личных самолетов. Тогда и правда ждали от будущего только стремления вверх, и научного прогресса, и качества жизни каждого.

Верится ли теперь в это, когда стоишь в час пик в пробке? Или когда трясёшься на верхней полке плацкартного вагона? Зажимая в руке смартфон, вычислительные мощности которого, как известно, выше оборудования NASA в 1969 году?

XXI век ещё не состоялся - уж точно не состоялся таким, как его ждали поклонники технического прогресса. Но будущее, как выяснилось, непредсказуемо. Медленными темпами, но оно приходит - предлагаем ознакомиться с футуристическим транспортом настоящего.

Сегодняшнее будущее

Сегвей стал одним из самых модных видов личного транспорта за последнее время, технологичным конкурентом для велосипедов и самокатов. В чем его футуристичность? «Рулить» вам придётся исключительно своим телом: гироскоп и другие датчики в его устройстве реагируют на наклон. И только поворачивать придется рукояткой или специальной колонкой. Полностью интуитивным является управление гироскутером и моноциклом - надо сказать, именно эти разновидности сегодня и популярны.

В Набережных Челнах и Москве сегвей использует даже полиция. Во многих городах появились пункты проката, где можно на время стать обладателем двухколесной «самоходной коляски» или моноцикла. На рынке моноцикл может стоить до полумиллиона рублей, но за 20-30 тысяч вполне реально купить заполучить моноцикл, выдерживающий без подзарядки 15 километров.

Другой представитель современного электротранспорта - электромобиль. Будучи изобретен ещё раньше привычных нам авто, работающих на топливе, он все ещё остаётся символом будущего. Причин тому много: и экономия ресурсов, и экологичность, и независимость от конъюнктуры нефтяного рынка. Прокатиться на электромобиле сегодня проще всего, особенно для жителей Москвы и Санкт-Петербурга: достаточно обратиться в службу такси, в автопарке которой есть такие модели. В Яндекс.Такси, например, не так давно появился одним из наиболее совершенных электрокаров, Tesla Model S. Возможности его впечатляющие: буквально за несколько секунд он способен разогнаться до 100 км/ч, при этом ход практически бесшумен.

Самый инновационный транспорт, который известен россиянам - это, конечно, московский монорельс, «тринадцатая ветка метро». В полной мере он начал функционировать еще в 2008 году, но даже сейчас не все жители регионов о нём слышали. Будто сошедший с тех же ретрофутуристических вырезок из журналов, но адаптированный к реалиям, монорельс - любимец публики. Поражает воображение и расположение дороги - это эстакада, то есть путь поезда полностью проходит над Москвой. Маршрут проходит от станции «Тимирязевская» до улицы Сергея Эйзенштейна. Правда, в последнее время ведутся разговоры о демонтаже пути, хотя последним словом пока остается предложение сделать из него «туристический объект» . С окупаемостью, как выяснилось, у этой экспериментальной дороги возникли серьезные проблемы.

Вот так, преодолевая трудности современного устройства мира, будущее все-таки медленно приближается. Ждут ли нас в ближайшие десятилетия левитирующие авто каждому и будка для телепортации в каждом дворе? Вряд ли. Будет ли транспорт будущего похож на то, что мы себе можем представить? Тоже вряд ли. И не так уж это и плохо.

Проблемные вопросы

для выполнения историко-исследовательских работ
Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания

1. Авианесущие корабли: архаизм или необходимость?

2. Авиационные музеи мира - школа инженера и конструктора.

3. Аэропорт будущего – как его представляли в прошлом и что думают о будущем?

4. Бумажный самолетик- детская забава и научные исследования?

5. Воздушная акробатика: спорт или цирк?

6. Воздушные авианосцы: миф или реальность?

7. Воздушные змеи: детские забавы или практическая аэронавтика?

8. Воздушные шары: наука, спорт, туризм, развлечение…

9. Воздушный таран – исключительно ли оружие русских?

10. В чем преимущества и недостатки термоплана перед другими ЛА?

11. В чем причина катастроф воздушных судов?

12. Высший пилотаж: боевое искусство или спорт?

13. Глайдеры - спорт только для богатых?

14. Для чего и как использовались стратосферные аэростаты?

15. Есть ли будущее у атомных самолетов?

16. Есть ли будущее у дирижаблей?

17. Есть ли будущее у орнитоптеров?

18. Есть ли перспективы в развитии ранцевых летательных аппаратов?

19. Есть ли польза в изучении забытых проектов самолетов XX века?

20. Загадка «Колокола» и «Хука» в небе

21. Зачем самолету гусеничное шасси?

22. Зачем самолету шасси на воздушной подушке?

23. Как авиапассажирам избежать воздушных болезней?

24. Как бороться с воздушным терроризмом?

25. Как готовят астронавтов?

26. Как заслоняли воздушное пространство аэростатами в годы войны?

27. Как зарождалась идея полета человека?

28. Как зарождалась концепция аэробуса?

29. Как законы и закономерности диалектики проявляются в авиации?

30. Как и почему родилась идея самолета-амфибии?

31. Как и где в самолетостроении впервые появились композиционные материалы?

32. Как и где работают роботы в авиации?

33. Как использовались аэростаты в военных действиях?

34. Как меняется дизайн интерьеров самолетов?

35. Как отразилось стремление к полету в изобразительном искусстве и литературе?

36. Как отражена история авиации в мировом кинематографе?

37. Как отражается мода в лётном обмундировании?

38. Как повлияла конструкторская школа И.И. Сикорского на развитие мировой авиации?

39. Как проявляется мода в авиации и воздухоплавании?

40. Как в филателии, нумизматике, фалеристике и других видах коллекционирования отражаются важнейшие события в освоении воздушного пространства?

41. Как проявляется «золотое сечение» в авиационных конструкциях?

42. Как проявляются законы строения и развития техники в авиации?

43. Как рождалась авиационная терминология?

45. Как сложилась судьба русских авиационных инженеров эмигрировавших в другие страны?

46. Как снизить риски летчиков-испытателей авиационной техники?

47. Как спасти экипаж и пассажиров?

48. Как уместить летательный аппарат в чемодан и зачем это надо?

49. Как формировалась концепция малозаметного самолета в России и в мире?

50. Как формируется образ пионеров освоения воздушного пространства?

51. Какие барьеры стоят на пути развития авиации?

52. Какие задачи у самолетов гигантов?

53. Какие летательные аппараты, опередили свое время и почему?

54. Какие летательные аппараты стали самыми загадочными в истории?

55. Какие надежды специалисты связывают с мотопланерами в XXI веке?

56. Какие новые научные направления в авиации появились в конце ХХ - начале ХХI веков?

57. Какие перспективы существуют у деревянного самолетостроения?

58. Какие перспективы у российской малой авиации в XXI веке?

59. Какие подвиги советских летчиков в период Великой отечественной войны оказались забыты?

60. Какие преимущества имеют автожиры по сравнению с другими летательными аппаратами?

61. Какие приборы были на борту первых самолетов?

62. Какие приоритеты есть у России в области освоения воздушного пространства?

63. Какие проблемы были и остаются у воздушного такси?

64. Какие рекорды зафиксированы у мускулолетов?

65. Какие Российские международные авиационные рекорды самые выдающиеся?

66. Какие даты в истории мировой авиации самые важные?

67. Какие экологические проблемы существуют в авиации?

68. Какие технологии производства оказали существенное влияние на развитие авиации?

69. Какие технологии сыграли ключевую роль в истории авиастроения?

70. Какие этапы развития прошло авиационное стрелково-пушечное вооружение?

71. Какова достоверность информации по истории авиации и воздухоплавания в интернете?

72. Какова историческая роль компьютера в авиации?

73. Какова роль женщин в истории авиации и воздухоплавания?

74. Какова роль заимствований зарубежного опыта в развитии отечественного авиастроения?

75. Какова сущность концепции суперциркуляции Анри Коанде?

76. Каково прошлое и будущее авиамоделизма?

77. Каковы недостатки применения СВВП?

78. Каковы перспективы борьбы с беспилотными летательными аппаратами?

79. Каковы пределы применения многомоторных воздушных гигантов?

80. Каковы преимущества у экранолётов и недостатки экранопланов?

81. Какое будущее у аэрокосмического транспорта?

82. Какое будущее у частной авиации в России?

83. Какой может быть роль биотехнологий в авиации?

84. Какую роль в истории авиации сыграл паровой двигатель?

85. Какую роль играет авиация в спасательных экспедициях?

86. Какую роль сыграли самолеты-снаряды во Второй мировой войне?

87. Когда и как зародилась бумажная авиация?

88. Когда полетит пассажирский самолет с гиперзвуковой скоростью?

89. Когда полетят самолеты на альтернативном топливе?

90. Когда полетят электролеты и магнитолеты?

91. Кто стоял у истоков отечественной авионики?

92. К чему приводит «воздушное хулиганство»?

93. Мертвая петля - история одного термина и история фигуры высшего пилотажа

94. Может ли авиация быть безаэродромной?

95. Можно ли научиться летать, тренируясь только на авиатренажере?

96. Можно ли создать полностью "невидимый” самолет?

97. Неизвестные факты великих перелетов.

98. Нужно ли современному инженеру искусство? Авиационные конструкторы: писатели, художники, поэты.

99. Оправданы ли риски пилотажных групп?

100. Почему возрождаются полипланные схемы крыльев на современных самолетах?

101. Почему государства стремятся участвовать в аэрокосмических салонах мира?

102. Почему забыты многие проекты авиационных двигателей?

103. Почему и как люди используют животных для испытания аэрокосмической техники?

104. Почему мы забываем имена великих ученых и инженеров?

105. Почему надо тратить средства на возведение памятников самолетам?

106. Почему огненный таран – оружие русских?

107. Почему появляются проекты гибридных аэростатических летательных аппаратов?

108. Почему появляются самолеты необычного назначения (танкеры, командные пункты, танки, метеоразведчики)?

109. Почему создавали самолеты с ракетными двигателями?

110. Почему то или иное событие (по вашему выбору) стало вехой в истории авиации?

111. Почему у самолетов появилась комбинированная силовая установка?

112. Самолет и поезд: совместимы ли они?

113. Самолеты-реплики: спорт или искусство?

114. Самолет-трансформер: футуристическая идея или необходимость?

115. Самые популярные кулинарные рецепты на борту пассажирских авиалайнеров.

116. Сверхзвуковые самолеты гидроавиации – вымысел или реальность?

117. С какой целью строят самолеты с несущим фюзеляжем?

118. Скрытые смыслы аэронаутонимов, есть ли имена у летательных аппаратов?

119. Станет ли авиация беспилотной?

120. Существует ли авиационный профессиональный диалект и кто на нем говорит?

121. Существуют ли летательные аппараты с гибким крылом?

122. Чем отличаются истребители пяти поколений?

123. Что дадут нанотехнологии авиастроению?

124. Что мы знаем о подвигах летчиков в мирное время?

125. Что такое крылатые сплавы?

126. Что такое микросамолет и какие задачи он решает?

Похожие статьи