Усадьба Студенец и парк «Красная Пресня. Усадьба Студенец (Краснопресненский парк) Усадьба студенец и парк красная

Парк основан в 1932 г. на территории памятника садово-парковой архитектуры XVIII века – усадьбы «Студенец». Это единственный сохранившийся в Москве образец парка петровского времени «в голландской манере». Полагают, что название «Студенец» появилось благодаря ключевому колодцу у дороги. Вода из этого колодца славилась своими вкусовыми и минеральными качествами на всю Москву.

Первые сведения об этом месте относятся к XIV-XV векам, когда вся территория на берегу Москвы-реки в месте впадения в нее ручья Студенец была занята селом Выпряжковым, принадлежащим князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Во второй четверти XV века село перешло Новинскому монастырю, который владел им до начала XVIII века. В это время земли были пожалованы сибирскому губернатору князю Матвею Петровичу Гагарину. Он и положил начало усадьбе, распланировал парк с искусственными прудами, построил деревянный дворец.

В 1721 г. за взяточничество и казнокрадство Гагарин был осужден и повешен, а все его имущество, в том числе и усадьба, было конфисковано. При Анне Иоанновне земли были возвращены его сыну Алексею. При нем усадьба стала местом загородного гуляния с названием «Гагаринские пруды».

Дочь Алексея Гагарина Анна вышла замуж за тайного советника графа Д.М. Матюшкина и получила усадьбу в приданое. Ее дочь Софья Матюшкина, в свою очередь, вышла замуж за графа Ю.М. Виельгорского и также получила усадьбу в приданое. Ее сын Матвей Виельгорский продал усадьбу в 1816 г. купцу Н.И. Прокофьеву, от которого она перешла к графу Федору Толстому. Его дочь Аграфена Толстая вышла замуж за героя Отечественной войны 1812 г. генерала Арсения Закревского и получила усадьбу в приданое. Закревскому принадлежит заслуга обустройства и преобразования усадьбы.

При нем был перестроен усадебный дом (проект ), создана уникальная система каналов и прудов, пейзажная планировка парка с асимметрично расположенными павильонами. Основной идеей Закревского было создать здесь своеобразный памятник Отечественной войне 1812 г. Он наполнил парк скульптурами военачальников, поставил памятник войне в виде Тосканской колонны (арх. В.П. Стасов, сохранилась). Над колодцем с ключевой водой была поставлена восьмигранная беседка-фонтан «Октагон» (арх. Д.И. Жилярди). В конце 1973 г. беседка была перемещена на другое место. С некоторыми утратами она сохранилась.

В 1831 г. Закревский продал усадьбу П.Н. Демидову, который в 1834 г. подарил ее государству с целью устроить в ней школу Российского общества любителей садоводства. После национализации усадьбы в 1918 г. здесь разместилось Общество любителей садоводства. На территории появилось много новых насаждений, но вместе с тем были утрачены многие памятники, снесены мостики, засыпаны некоторые каналы, разрушены скульптуры, уничтожен дворец. В 1920-е гг. парк пересекала железнодорожная линия от Трехгорной заставы.

В 1998 г. были воссозданы, но на новом месте, парадные въездные ворота парка. В 2010 г. началось восстановление усадебного дома.

От советского периода сохранились остатки летнего театра и памятник В.И. Ленину (скульптор Н.И. Брацун, архитектор В.Н. Ениосов).

Основные насаждения в парке составляют тополиные и липовые аллеи, есть ивы. Площадь парка 16,5 гектаров.

На Мантулинской улице всем жителям Пресни и других районов Москвы известен живописный парк «Красная Пресня», место отдыха многих поколений москвичей. Вместе с тем это место является историческим памятником, здесь располагался уникальный парковый ансамбль, построенный по проекту мастера московского позднего классицизма Доменико Жилярди,  - усадьба Студенец. Она может быть поставлена в один ряд с известнейшими московскими усадьбами XVIII-XIX века.

Историческое название Студенец, вероятно, относится к одноименному ручью, который позволил владельцам усадьбы создать систему прудов и каналов, поддерживаемых студеными водами ручья. В свою очередь, сельские жители Пресни, живущие около усадьбы, много веков использовали воды Студенца в бытовых целях.

По другой версии, название относится к XVII веку, когда владельцы этой подмосковной тогда усадьбы вырыли глубокий колодец с чистой студеной водой, что могли позволить только состоятельные лица старой Москвы и ее окраин.

Основателем усадьбы Студенец считается князь Владимир Андреевич Храбрый, двоюродный брат русского героического князя Дмитрия Ивановича Донского, один из главных участников знаменитой Куликовской битвы 1380 года. Тогда здесь располагалось село Выпряжково, источник доходов первых владельцев. Затем имение перешло в собственность князей Гагариных, а на стыке XVII-XVIII веков здесь был построен шикарный дворец, где проживал известный государственный деятель петровской эпохи Матвей Петрович Гагарин, нерчинский воевода, глава Сибирского приказа и Оружейной палаты, комендант Москвы, первый глава Сибирской губернии.

За многочисленные злоупотребления служебным положением, казнокрадство и лихоимство, он был осужден и повешен в 1721 году, все его имущество конфисковано в пользу государства. Однако спустя десятилетие императрица Анна Иоанновна вернула усадьбу его наследникам. Именно в это время здесь был разбит современный голландский сад и создана система прудов и каналов, которые долгое время назывались Гагаринские пруды. Уже тогда Студенец был известен гуляньями и местом сбора великосветской публики со всей Москвы.

В 1804 году новым владельцем усадьбы стал граф Федор Андреевич Толстой, крупнейший библиофил и член Общества любителей российской словесности. После Отечественной войны 1812 года усадьба переходит к зятю Толстого, министру внутренних дел, будущему московскому генерал-губернатору, генерал-адъютанту графу Арсению Андреевичу Закревскому. Этот государственный деятель участвовал в военных кампаниях против наполеоновской Франции в 1805-1807 годов, в частности, знаменитой битве при Аустерлице, русско-шведской войне 1808-1809 годов, завершившейся присоединением Финляндии к России, турецкой войне 1810-1811 годов, Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. В его время усадьба достигла расцвета в рамках процесса восстановления Москвы после разрушительного вторжения Наполеона. В 1820-е годы здесь был выстроен небольшой деревянный дворец и несколько парковых павильонов, из которых сохранился только один    - Октагон.

В своей усадьбе Закревский решил запечатлеть память о военных кампаниях и боевых товарищах, с которыми прошел все ратные годы. На одном из островов на прудах была возведена памятная колонна, посвященная 1812 году. Белокаменная колонна тосканского ордера («Тосканская колонна») стоя-ла на массивном кубическом пьедестале. Когда-то ее венчала статуя Славы, на боковых гранях находились резные изображения обвитых лентами мечей, а не постаменте колонны  - резные венки.

На других насыпных четырехугольных островах Закревский приказал возвести памятники героям Отечественной войны и других битв, в которых сам был участником и под началом которых служил. Так появились памятники командующему корпусом 3-й Западной армии С.М.   Каменскому, командующему 1-й Западной армией М.Б.   Барклаю-де-Толли, начальнику Главного штаба П.М. Волконскому, генералу А.П. Ермолову. По историческим свидетельствам, Ермолов посещал усадьбу и видел памятник в свою честь. Русский писатель и журналист М.И. Пыляев в своей книге «Старая Москва» (1891) писал: «Каждый из этих островков был посвящен памяти одного из героев… На каждом, посреди деревьев находился или храмик, или памятник названным полководцам».

Тогда же через пруды и каналы с четкой структурой берегов были переброшены мостики.
Архитектор Жилярди также спланировал ирригационную систему и рыбное хозяйство, которое приносило доход владельцу. Однако скорее всего после отставки в 1831 году Закревский продал усадьбу одному из богатейших людей того времени Павлу Николаевичу Демидову, известному своей благотворительной деятельностью, в частности открытием первой детской больницы. В 1834 году он передает безвозмездно государству усадьбу Студенец. Жена императора Николая I Александра Федоровна причислила ее к благотворительным учреждениям и разрешила открыть школу садоводства для подготовки опытных садовников - питомцев Воспитательного дома. В  летнее время в усадьбе отдыхали воспитанницы Екатерининского института благородных девиц. Так усадьба мирно существовала до трагических событий революции 1917 года и падения самодержавия.

В советские годы культурное наследие царизма серьезно пострадало в рамках идеологической борьбы со всем традиционным порядком. Не стал исключением и Студенец, находившийся в легендарном районе рабочих-революционеров.

В 1931 году его передали Трехгорной мануфактуре, а затем он становится Краснопресненским парком культуры и отдыха. Часть каналов была засыпана, а памятники военным героям исчезли к середине XX века. По одним данным, они были взорваны в октябре 1941 года, по другим - разрушены в результате немецких бомбардировок. Пострадала и памятная колонна, позднее восстановленная. Погиб в первой половине XX века и главный дом усадьбы, хотя в 60-е годы сохранялся еще фундамент и один флигель. Разобраны были и ампирные усадебные ворота, восстановленные по старинным эскизам в 1990-х годах.

В 1973 году павильон «Октагон» был перенесен на новое место при расширении Мантулинской улицы. При этом исчез бивший под павильоном святой ключ, у которого, по историческому преданию, причащались воины московского ополчения в 1812 году.

Однако московские власти начали реставрацию парадного дома и стоит полагать, что современные москвичи и жители Пресни смогут хоть в какой-то мере восстановить историческую память, искаженную в ходе социальных экспериментов одного трагического периода нашей истории.

Название усадьбы произошло от ручья Студенец, протекающего вдоль Красногвардейского бульвара, и от одноимённого колодца Студенец, славившегося прекрасной водой.

История

В XVIII веке загородный двор в Трёхгорном принадлежал потомкам князя М. П. Гагарина. Его внук князь Матвей Алексеевич в 1790 г. обустроил сад «в голландском стиле» с искусственными прудами, получившими известность как Гагаринские пруды.

Потом усадьба перешла к княжне Анне Гагариной, вышедшей замуж за тайного советника графа Д. М. Матюшкина.

В начале XIX века «Студенец» принадлежал мужу их дочери Софьи графу Ю. М. Виельгорскому. В 1816 году их сын граф Матвей Юрьевич продал её купцу Н. И. Прокофьеву. Позднее усадьба перешла к графу Федору Толстому и как приданое досталась дочери графа Аграфене, ставшей в 1818 году женой генерала А. А. Закревского.

В 1820-х и 1830-х гг. Д. И. Жилярди построил здесь для будущего московского генерал-губернатора дачу. Закревский распорядился украсить парк памятниками своим сослуживцам - героям Отечественной войны 1812 года (проект приписывается В. П. Стасову).

Васин Алексей , CC BY-SA 3.0

Из их числа сохранилась только Тосканская колонна (некогда венчавшая её статуя Славы утрачена).

Современность

Обезображенный перестройками усадебный дом в начале XXI века занимала Галерея русской ледовой скульптуры.


Synchroposeidon , CC BY-SA 3.0

Главный дом усадьбы (выходит на Краснопресненскую набережную) с флигелями долгое время находился в полуразрушенном состоянии.

В 2010 г. начались работы по его реставрации, в результате которых историческое здание было утрачено, а на его месте возводится новодел.

Достопримечательности

Уцелели парк с каналами, фонтаном и мостами (1970 гг.), садовый павильон-водокачка «Октагон» (в 1980-х передвинут на несколько десятков метров в западном направлении, так как западную часть парка с катком отдали под строительство второй очереди Центра Международной торговли), Тосканская колонна на острове.

Парадные чугунные ворота усадьбы (вход с Мантулинской улицы) были воссозданы в 1990-х гг. по старым фотографиям.

Первыми письменными упоминаниями о Коломенском являются духовные грамоты Ивана Калиты, написанные в XIV веке, в 1336 и 1339 годах. Неоднократно Коломенское упоминают и исторические источники, эта местность неоднократно становилась центром важных событий. Так, после битвы на Куликовом поле в 1380 году здесь останавливался Дмитрий Донской со своими войсками. Сюда же привел свои войска и Петр I после битвы под Полтавой в 1709 году. Кроме того, именно из Коломенского отправлялись воевать многие великие Московские князья и их дружины.

В XVII веке в Коломенском был возведен уникальный дворец царя Алексея I Михайловича Романова, называемым «Восьмым чудом света». Построенный полностью из дерева, этот дворец воплотил в себе лучшие достижения деревянной архитектуры того времени. К сожалению, оригинальный, построенный Алексеем Михайловичем, дворец не сохранился. Но, к счастью, Екатериной II были сделаны чертежи деревянного дворца, и сейчас практически завершены работы по его возведению. Ко дню Москвы в 2010 году планируется торжественное открытие восстановленного царского дворца . В планах архитекторов не только построить царские палаты, но и воссоздать ограду, аллеи и окружить дворец известными, в свое время, фруктовыми садами.

Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года. Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес "Приветство" царю Алексею Михайловичу.



Дворец царя Алексея Михайловича


И с именем царствовавшего в 1645-1676 годах Алексея Михайловича, и с построенным им дворцом, неразрывно связана судьба заложенного в 1645 году храма Казанской иконы Богоматери . В 1649 году, храм был расширен вторым приделом Дмитрия Солунского, завершившим архитектурный ансамбль храма. Поводом для расширения стало рождение царского сына, будущего наследника российского престола. Любивший усадьбу царь, каждое лето приезжал в Коломенское на отдых. И, постепенно, Казанская церковь стала домовым храмом, в котором, традиционно, хранилась казна и самое ценное царское имущество, привозимое в Коломенское на время царского отдыха. После того, как строительство Казанской церкви было завершено, ее расписали и богато украсили всевозможными тканями и коврами.

Сени перед Столовой палатой состоят из двух помещений, связанных проходом в стене ("сени" и "сени ж, где входят с кушаньем"). Это была своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры. Степенные ключники и стряпчие накрывали здесь поставцы Сытного, Кормового и Хлебного дворов по несколько на каждый двор. На эти стойки-серванты ставили все, что позже подавали на столы: на поставцы Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медом и квасом; на поставцы Хлебного двора - калачи, караваи, пироги; на поставцах Кормового двора перед началом пира стояли кувшины с уксусом и лимонным рассолом, а во время пира сюда приносили кушанья, приготовленные в поварне. Перед пиром поставцы накрывали шелковыми золотными материями - фатами.



Сени перед Столовой палатой


8 мая 1681 года плотник Семен Дементьев, крестьянин боярина П.В.Шереметева, вместо обветшавшей повалуши начал строительство огромной Столовой палаты. Окончательный вид этого здания был запечатлен затем на различных гравюрах и картинах. Коломенский дворец полюбили все последующие правители России. В 1682-1696 годах его посещали цари Петр и Иван, а также царевна Софья Алексеевна. Значительно чаще других здесь бывали Петр и его мать, царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент.

Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца.


Место государя за обедом было на помосте (рундуке), где находился стол, накрытый скатертями из шитого бархата или аксамита; к столу ставили "приступ" в две ступени, обитый цветным персидским ковром. К лавкам, на которых сидели приглашенные, приставлялись столы: "большой" ("первое место от угла под иконами"), "кривой" (он заворачивал за угол) и другие, по числу гостей. Ставились столы всегда так, чтобы можно было видеть государя. Кроме лавок сидели и на стульях, которых в палате было много. Посуду, напитки и кушанья помещали в поставцы или буфеты.

Думная палата, или Передняя комната, выполняла в личных покоях царя роль приемной. Это было одно из самых важных в дворцовом быту помещений: по утрам в нем собирались думные люди для челобитья (подачи прошений) государю и обсуждения дел. Здесь же могли проходить заседания Боярской думы - совещательного органа в системе государственного управления.


Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Если в Думной (Передней) палате государь держал совет со своими приближенными, то в Престольной он торжественно, в присутствии бояр принимал иноземных послов, облаченный в богатый наряд и окруженный рындами в парадных белых одеждах с серебряными топориками и в массивных золотых цепях. Здесь же государь одаривал приближенных. "Хоромный наряд" Престольной палаты был исключительно роскошен, он демонстрировал подданным и иноземным послам величие и мощь державы.


Особенность Престольной палаты - украшающее потолок и стены "бытийное письмо" на сюжеты истории библейских царей Давида и Соломона. Композиции для росписей заимствованы из западных гравюр и "лицевых" (иллюстрированных) Библий. Для реконструкции "бытийных" росписей плафона потолка избраны четыре сюжета из Ветхого и Нового заветов


Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича. В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы". Убранство этих "постельных" покоев отражало личный вкус царя Алексея Михайловича в особенности его повседневной жизни.


Аналогами для росписей комнаты послужили работы выдающегося придворного живописца французских королей Шарля Лебрена, а также традиционная резьба и роспись русских иконостасов XVII века. Печь из полихромных изразцов реконструирована на основании фрагментов, найденных при археологических раскопках на территории дворца в Коломенском.

Внутренний распорядок царский "постельных" покоев (опочивальни) отражал древнерусское представление об исключительном положении царя и особую заботу о его безопасности. Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий - руководитель Царской Мастерской палаты (в его ведении было шитье царского платья и белья и надзор за чистотой и сохранностью "государевой постели"). Иногда здесь же ночевали стряпчий "с ключом" (он хранил ключ от комнаты) и один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находились шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники. В опочивальне решались многие государственные вопросы, поскольку "хозяин" опочивальни, постельничий, входил в число особо приближенных советников государя, возглавлял его канцелярию и хранил его личную печать.


В опочивальне стояла кровать с балдахином ("подволокою") и другая мебель: лавки (включая особую спальную скамью для ближних слуг), поставцы, скрыни (комоды) и сундуки, где хранили белье, дорогие опахала, мелкие принадлежности туалета (зеркала, гребни, мыло, стеклянные флаконы с эфирными маслами). В спальне обязательно стелили ковры и ставили часы. Икон в опочивальне было, как правило, немного, но поклонный крест и образа у красном углу и над входными дверями были обязательно.



В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагали скамьи с резной опушкой и "мовной" постелью. Кроме лавок в сенях перед мыльней стояли столы, один из которых предназначался для "мовной стряпни" (вещей, которые использовали во время мытья: колпака, простыни, опахала). Освещались мыльни светом из окон, но для защиты от сквозняков окна занавешивали; вечером и ночью здесь светили слюдяные фонари. В углу стояла печь, облицованная изразцами.



В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.


Учительная палата в тереме царевича предназначалась для обучения царских сыновей (царских дочерей обучали в их тереме). Ребенку в царской семье отводились собственные покои, где он жил со своими кормилицами и няньками. Царские дети вели замкнутый образ жизни, их изолировали от внешнего мира, сверстников для игр подбирали из числа детей дворян, и мальчики, покидая хором, росли вместе с будущим государем. Если царевич в дальнейшем становился правителем, то его детское окружение отчасти сохраняло на него влияние.


Первым наставником царевича был воспитатель - "дядька", которому мальчика поручали с малых лет. Когда царевич достигал пяти-шестилетнего возраста, начиналось его обучение. Учителями выбирали дьяков - они лучше всех владели искусством чтения и чистописанием. Чтению обучали по азбуке или букварю. До XVII века азбуки были рукописными, первая печатная - букварь Василия Бурцова - появилась в 1634 году. Азбуку учили наизусть, читая ее вслух и нараспев. За букварем следовал Часослов, потом Псалтырь, затем Апостол - их также заучивали. За чтением следовало письмо. Ему начинали учить в семь-восемь лет по скорописным азбукам на столбцах, по которым тренировали написание строчных и прописных букв, а после букв - слогов. Лучшими каллиграфами считались подъячие Посольского приказа. Кроме чтения и письма учили церковному пению




Комната царевича Федора Алексеевича

Пристрастия государя в области искусства оказались столь же многообразными. Он был удивительно разносторонним человеком: увлекался музыкой (ввел новое для России партесное пение и ноты), сочинял стихи и церковные распевы, прославился как знаток архитектуры и градостроительства. Он много строил, его любовь к архитектурным нововведениям выразилась в Коломенском дворце созданием новой роскошной Столовой палаты.

Сам Коломенский дворец, впитавший многие элементы западной архитектуры XVII века и наполненный привезенными с Запада диковинами, отражал жадную тягу московской знати к европейскому образу жизни и культурным новшествам.



Первоначально, Коломенское было для молодого царя, прежде всего, местом хорошей соколиной охоты. Но, со временем, к 1676 году, усадьба в Коломенском стала пышной загородной резиденцией. Для удобства посещения церкви Казанской иконы Богоматери, по велению царя был построен крытый переход, соединявший ее с дворцом. В настоящее время эта церковь является действующим храмом.


Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.


В XVIII веке деревянный дворец был разобран, и на одном из берегов Москва-реки, около церкви Вознесения, был возведен дворец, насчитывавший четыре этажа. Именно в этом дворце Екатериной II был написан «Наказ», известный в юриспруденции трактат. Во время своего нашествия, французские войска разорили дворец. Но в 1825 году император Александр I построил на этом месте новый, выполненный в стиле ампир, дворец. К сожалению, до наших дней и этот дворец не сохранился.



Красное (Парадное) крыльцо - На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных.

Царицына казна размещалась во внутренних покоях и была предназначена для хранения ("оберегания") множества личных вещей, нужных в ежедневном обиходе царицы и привозимых для нее из Москвы, - платьев, уборов, постельных принадлежностей. Для этого в царицыной казне имелась специальная мебель - сундуки и шкафы. Распоряжалась казной верховая (придворная) боярыня. Ей подчинялись казначея, постельницы, мовницы; только они могли входить в помещение казны. В комнате царицыной казны размещен современный список иконы "Предстоящие Христу Вседержителю", на которой изображены Иоанн Предтеча и семь святых, соименных с членами женской половины семьи царя Алексея Михайловича.



Передние сени терема царицы



Передние сени терема царицы

Через Переднее крыльцо терема царицы посетители попадали в Передние сени - первое парадное помещение. Эти сени вели в Престольную палату царицы или в Задние сени, через которые можно было пройти в терема царя и царевичей.



Престольная палата царицы




Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.



Престольная палата царицы




Престольная палата царицы




Престольная палата царицы

Тем не менее, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним проходили люди из Царицыной Мастерской палаты, управляющие и жители подведомственных палате слобод, духовенство с подношениями и просьбами, а также другие челобитчики - царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров. На торжественные аудиенции в покои государыни в сопровождении царя приглашались иноземные послы, Московский и Вселенские патриархи, иноземные особы царского достоинства.

Рукоделие занимало важное место в системе ценностей православного патриархального уклада русской жизни. Ему придавалось тем больше значение, чем выше было положение семьи в обществе. Умение вышивать было признаком хорошего воспитания любой знатной женщины, и царицы с царевнами собственными руками украшали церковную утварь. Был также образован особый приказ, Царицына Мастерская палата (1656-1701 годы), ведавшая изготовлением одежды для цариц, царевичей и царевен. Для "чистых" рукоделий во дворце служила светличная палата - большая комната на женской половине.



Мастерская царицы (светлица)

Царевне Софье Алексеевне (1957-1704) - третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, как и другим царевнам, был предначертан теремной затвор и вечные молитвы за страну и царскую семью. Однако царевна Софья проявила себя как "принцесса ума великого", которую панегиристы заслуженно сравнивали с Софией Премудростью Божией. По смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов, царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентом - их старшая сестра царевна Софья.





Покои царевны Софьи Алексеевны


Софья стала реальным правителем: она проводила заседания Боярской думы и контролировала работу приказов; ее наставником в государственных делах стал боярин князь Василий Васильевич Голицын, получивший новый пышный титул - "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский".

Дочь императора Петра I Елизавета родилась в 1709 году. В детстве они с сестрой Анной много времени проводили в царских "подмосковных" (существовала даже легенда о рождении Елизаветы в Коломенском). В 1741 году дочь Петра Великого сумела, опираясь на гвардию, взойти на престол. Заметные сдвиги произошли и в русской культуре.


Елизавета Петровна учредила Академию художеств и Московский университет; при ней был создан первый российский театр и издана знаменитая Елизаветинская Библия (царица была чрезвычайно религиозна). Елизавета, признанная красавица своего времени, была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, необыкновенно хорошо танцевала, причем любила и русские танцы. Жизнь ее двора запомнилась современникам как бесконечная череда балов, маскарадов и ярких фейерверков.

Покои Елизаветы Петровны




Покои Елизаветы Петровны




Покои Елизаветы Петровны




Покои Елизаветы Петровны


Бесстрашная наездница и неутомимая охотница, она часть совершала далекие прогулки и, приезжая в Москву, непременно посещала Коломенское, отчасти вернув ему статус парадной резиденции. В год своей коронации она приняла в Коломенском персидское посольство. Вместе с ней в Коломенское приезжал и М.В.Ломоносов, научную и просветительскую деятельность которого царица поддерживала (впечатления от этого посещения отражены в его сочинении "Описание стрелецких бунтов и правлений царевны Софьи"). Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, уникальный памятник эпохи правления ее деда, по ее указанию привели в порядок и специально для императрицы отделали роскошные апартаменты.

Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами. Ориентация относительно сторон света также нарушена - макет был повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров. Хоромы располагаются на пяти уровнях и объединяют пять строений. Внутри дворца воссозданы старинные интерьеры и росписи времен царствования Алексея Михайловича.

В начале 20-го века под руководством замечательного русского архитектора П.Д.Барановского началось создание первого в России музея архитектуры из дерева . Со всей России в Коломенское начали свозить архитектурные памятники из дерева, относящиеся к XVII-XVIII векам, большую часть которых разместили в старом Вознесенском саду. Таким образом, экспозиция Коломенского пополнилась Святыми воротами Николо-Корельского монастыря, в 1693 году установленными на берегу Белого моря, Братской башней, установленной в середине XVII века в зоне Братской ГЭС, мемориальным домиком Петра I, построенном в Архангельске в 1702 году.

Первой в Коломенском, у Дворцовых ворот, была установлена хозпостройка XVIII века, условно называемая Медоварней, ранее расположенная в Преображенском дворце. Домик Петра I вместил экспозицию, воспроизводящую интерьеры походных и жилых царских покоев XVIII века.

В апреле 1990 года в музее-заповеднике «Коломенское» была проведена реставрация архитектурного ансамбля, созданы новые выставки, восстановлена историческая местность царской резиденции. А к 2008 году завершились реставрационные работы памятников деревянной архитектуры и сегодня желающие могут посетить развернувшийся под открытым небом музейный комплекс , в который вошла проездная башня Николо-Корельского монастыря, башни Братского и Сумского острогов. Последняя, кстати, более восьмидесяти лет хранилась в фонде музея.

Сегодня в состав комплекса входит 17 архитектурных памятников, 12 из которых являются сохранившимися частями архитектурного ансамбля усадьбы XVI-XIX веков, и четыре были привезены из других регионов России. Последние несколько лет стали для Коломенского временем формирования архитектурно-этнографического комплекса. Его территория обогатилась действующей кузницей, конюшней, усадьбой пасечника и пасекой, водяной мельницей.

Сохранились в Коломенском и уникальные природные объекты - старинный парк и три яблоневых сада : Казанский, Дьяковский и Вознесенский. А в XVII веке их было шесть, в которых росли не только яблони, а груши, малина, смородина, крыжовник.
И по сей день каждый год сохранившиеся яблоневые сады радуют всех гостей Коломенского прекрасными первозданными яблоками.

Также в черте современной Москвы находится Старинная усадьба Студенец - уникальный парковый ансамбль XVIII-XIX столетий, построенный по проекту выдающегося архитектора Д. И. Жилярди. Она расположена на берегу Москвы-реки в Пресненском районе столицы, на территории парка «Красная Пресня», а площадь старинной усадьбы занимает 18,3 гектара. Приезжая сейчас на территорию исторического места, уже давно входящего в состав современной Москвы, можно осмотреть сохранившуюся - садовый павильон «Октагон», прогуляться вдоль прудов и каналов.


Считается, что усадьба получила столь необычное название в честь ручья Студенец , протекающего через всю его территорию, именно он положил начало изумительным по красоте искусственным прудам и каналам, так как студеные воды ручья позволяли владельцам усадьбы Студенец поддерживать водный баланс в созданной ими системе прудов. Несколько столетий назад жители прилегающих к усадьбе сел, расположенных в данной части Пресни, использовали чистейшую родниковую воду для приготовления пищи, а хозяйке ходили сюда с деревянными ведрами, висящими на коромысле.

Другие исследователи утверждают, что в XVII столетии лишь очень обеспеченные жители могли покупать родниковую воду бочками, а название «Студенец» они связывают с выкопанным на территории старой усадьбы глубоким колодцем, вода в котором наполнялась за счет глубокой водной жилы, питающей и сам ручей. В старой Москве лишь очень обеспеченные люди могли позволить себе рытье столь глубокого колодца, что говорит о высоких доходах первых владельцев старинной подмосковной усадьбы.

Основателем усадьбы Студенец считается князь Владимир Храбрый , двоюродный брат героя Дмитрия Донского, прославившегося во время Куликовской битвы. Тогда в этом историческом месте располагалось село Выпряжково, доходы с которого поступали первым владельцам аристократической усадьбы. Позже старое имение уже перешло в собственность богатейших князей Гагариных , а на рубеже XVII-XVIII столетий на территории имения был построен величественный дворец, в котором жил воевода М.П. Гагарин. Позже воеводу казнили, а его усадьба перешла под государственное управление, но императрица Анна Иоанновна впоследствии вернула старое имение наследникам князя Гагарина. В это время на территории усадьбы был разбит роскошный голландский сад, проложена уникальная система прудов и каналов, которые жители старой Москвы еще много лет называли Гагаринскими прудами .

В 1804 году усадьба Студенец сменила владельца, а ее новым хозяином стал граф Толстой . Но лишь Арсений Закревский - зять графа Толстого, унаследовавший усадьбу уже после военных событий 1812 года, сумел придать старой дворянской усадьбе уникальный облик. Обустраивая новое имение в качестве своей загородной дачи уже после разрушительной Отечественной войны 1912 года, когда пострадала не только Москва, но все прилегающие к ней подмосковные дворянские усадьбы, он приказал построить новый усадебный дом.

Арсений Закревский превратил старый усадебный парк в своеобразный памятник Отечественной войне 1812 года , по его приказу была сооружена уникальная система искусственных каналов и прудов, наполненных прозрачной родниковой водой. Получившиеся острова прямоугольной формой, со всех сторон очерченные каналами, получили самобытные названия - каждый из них был назван по имени русского военачальника, под командованием которого воевал сам Арсений Закревский.

В центре островков были установлены изготовленные из бронзы бюсты военачальников, а над родником была выстроена величественная башня из белого камня, получившая название «Октагон». Тогда же через пруды и каналы с четко очерченными берегами были переброшены изысканные мостики, выполненные в стиле ампир, тогда только входившем в архитектурную моду. Ирригационная система, как и основная часть построек усадьбы Студенец , выполнялась по проекту архитектора Д. И. Жилярди, им же было спланировано и рыбное хозяйство, являвшееся значительной частью доходов владельца имения.

В советские годы усадьба Студенец была национализирована, на ее территории обосновалось Общество любителей садоводства, благодаря которому здесь была открыта профессиональная школа, а на территории старого парка высадили множество новых деревьев различных пород. К счастью, территория старинной подмосковной усадьбы так и не была застроена неказистыми зданиями, так как еще в 1930 году здесь московские власти решили основать парк «Красная Пресня». Сейчас москвичи на его старинной территории отмечают Масленицу, Новый Год, День города, проводят выходные.

Но большинство памятников культурного наследия, относящиеся к середине XIXстолетия, были утрачены. Часть уникальных каналов засыпали, многие старинные мостики снесли, зато построили новые мосты, не отличающиеся особым изыском. За годы советской власти исчезли бюсты военачальников, отличившихся в Отечественной войне 1812 года, а о былом военном памятнике напоминает лишь сохранившаяся Тосканская колонна на искусственном острове, правда, надписи на ней давно затерты, а водруженная вверху крылатая фигура уже давно исчезла.


Старый усадебный дом практически разрушен, его реставрация началась в 2010 году, но вместо былого шедевра архитектуры на глазах москвичей постепенно вырастает новое современное здание, практически ничем не напоминающее прежний величественный дворец. Приезжая сейчас на территорию исторического места, уже давно входящего в состав современной Москвы, можно внимательно осмотреть сохранившуюся достопримечательность усадьбы Студенец - садовый павильон «Октагон», который в 90-х годах прошлого столетия был перенесен в новое место живописного парка «Красная Пресня».

Павильон возведен в виде небольшой белоснежной одноэтажной башни, построенной в форме восьмигранника, покрытого сверху куполообразной крышей зеленого цвета. На фасаде павильона можно увидеть четыре больших окна арочной формы, через которые внутреннее пространство башенки наполняется солнечным цветом. Каждый из четырех входов по бокам оформлен небольшими колоннами, которые сверху украшает портик и козырек.

Круглый павильон "Октагон"

Особый интерес представляют парадные ворота , выполненные из тяжелого чугуна, они являются всего лишь копией утраченного памятника культурного наследия, ворота выполнены по старинным эскизам в 1990 году. Гуляя по старинной усадьбе Студенец, можно полюбоваться величественной Тосканской колонной либо сфотографироваться на ее фоне, а затем просто отдохнуть на территории парка с уникальными каналами и живописными старинными мостиками, напоминающими о лучших временах дворянского гнезда.

Сейчас основу парка «Красная Пресня» составляют тополиные и липовые аллеи, между которыми в первой половине XIX столетия был создан уникальный каскад , состоящий из трех прудов. А между величественными деревьями можно увидеть остатки летнего театра советского периода, современные детские кафе и различные аттракционы.

Ознакомиться с достопримечательностями усадьбы Студенец можно во время организованной экскурсии, но все желающие могут добраться сюда и самостоятельно. Историческая усадьба расположена в черте Москвы, по адресу: улица Мантулинская 5. От станции московского метрополитена «Улица 1905 года», нужно сначала выйти на Краснопресненскую заставку, а затем проследовать по улице 1905 года вплоть до улицы Мантулинской, затем свернуть направо. Недалеко находятся и такие станции столичного метро, как «Выставочная» и «Краснопресненская», откуда можно дойти до старой усадьбы Студенец всего за 15 минут. фото www.manhunter.ru

Проект реставрации дворянской усадьбы Студенец, расположенной в парке «Красная Пресня» на ул. Мантулинская, вл. 5, прошел государственную экспертизу.

Усадьба относится к памятникам садово-паркового искусства XVIII-XIX вв. Как сообщили в Москомэкспертизе , белокаменным «Павильону «Октагон» и «Памятнику-колонне» на острове вернут исторический облик.

Кроме того, воссоздадут утраченные «Каменный павильон» и «Каменный памятник». Вдоль набережной установят ограду с воротами и калитками. При этом будет сохранена существующая открытая входная площадка со стороны Мантулинской улицы.

В самом парке восстановят заброшенные каналы и построят новые пешеходные мосты, обустроят три площадки для отдыха, установят архитектурное освещение и соорудят фонтан.

Проектом также предусмотрена система поливочного водопровода, замена покрытия на аллеях и дорожках на экологически чистые материалы.

Планируется воссоздать исторический ландшафт усадьбы - структуру посадок деревьев и кустарников. Также будут устроены цветники и ранее существовавшие композиции из растений у воды.

После реставрации усадьба будет приспособлена для комфортного передвижения маломобильных групп населения и инвалидов.

Напомним, дворянская усадьба Студенец находится на левом берегу Москвы-реки, на территории парка культуры и отдыха «Красная Пресня» (Пресненский район).

Основанная при старинной Звенигородской дороге, близ урочища «Три Горы», она относится к одним из самых ранних московских усадеб. Это уникальный садово-парковый комплекс Петровского времени.

Считается, что название Студенец родилось от студеного ручья, протекавшего через эту местность и наполнившего своими чистейшими водами изумительные по красоте искусственные каналы и пруды парка.

Информационная служба портала

Похожие статьи